Руководства, Инструкции, Бланки

отчет по музейной практике образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (747 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Отчет о прохождении музеи?нои? практики 1

Отчет о прохождении музеи?нои? практики 1

доктор исторических наук

Я, Андрияничева Алина, студентка ТГПУ им.Л.Н. Толстого, ФИиП, 1 курса, гр. 420811, в период с 21 мая- 18 июня 2012 года прошла музейную экскурсионную практику в соответствии с учебным планом в Университетском музейном комплексе ТГПУ им.Л.Н. Толстого Археологическом музее «Палата Древностей».

Цель практики — закрепление в практической деятельности теоретических знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его структурой.

При прохождении музейной практики передо мной стояли следующие задачи: - углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: археологии, истории России, истории Древнего мира и др.; - приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев; - развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев; - воспитание любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущего педагога; - воспитание нравственных качеств приобщением к культурному наследию; - повышение общего уровня культуры.

Содержание и значение предмета «музейная практика» как дисциплины в обучении студентов университета следует из определения художественного музея. «Музеи художественные (от греч. museion – храм муз) – специальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и заповедные зоны в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры».

Мной было подготовлено две экскурсии, но к сожалению, не осуществленных на практике:

Тема 1. Объект – археологическая находка. Экскурс проводится по материалам выставки Тульской археологической экспедиции (ТАЭ) в Университетском Археологическом музее «Палата Древностей».Содержание экскурсии:1.проводится опрос:

• Почему музей обращается к археологическим находкам?

• Какие предметы находят археологи на раскопах в ритуальном захоронении?

2. привлекается внимание к предметам декоративно-прикладного искусства, украшениям; 3. проводится осмотр экспозиции; 4. читается лекция об археологическом направлении деятельности музея;Задание: определите место изделий творчества древних племен в экспозиции музея.Задание для самостоятельной работы студентов: зарисовать предмет идать точную характеристику, указав место и время найденного материала или объекта.

Экскурс проводится в систематической экспозиции Университетского Археологического музея «Палата Древностей». Содержание экскурсии: 1.раскрываются понятия «трипольская культура»; 2. показывается тематическая структура экспозиции; 3. дается понятие о коллекции; 4. проводится осмотр экспозиции, дается ее анализ, включающий следующие вопросы: • Какие представлены экспонаты? • По какому признаку подобраны экспонаты? • Почему музей представил именно такую коллекцию на выставке «Трипольская культура»? • По каким признакам можно экспозицию назвать систематической? 5. обращается внимание на этикетаж выставки, точное описание и датирование музейного экспоната. Задание для самостоятельной работы студентов: оформить этикетку понеобходимому стандарту в соответствии с требованиями музейной экспозиции.

Моя практика проходила в университетском музее. В ходе музейной практики, за месяц, мной были выполнены все поставленные задачи, а также разработано 2 экскурсионных программы.

отчет по музейной практике образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    ОТЧЕТ о проведении учебной музейной практики для студентов исторического факультета Южно-Уральского государственного университета

    «Школа музейного дела». Архив ОТЧЕТ о проведении учебной музейной практики для студентов исторического факультета Южно-Уральского государственного университета

    16 июня 2014—29 июня 2014

    С 16 по 29 июня 2014 года Консультационно-методическим центром художественных музеев Российской Федерации была проведена учебная музейная практика для студентов исторического факультета Южно-Уральского государственного университета.

    В практике приняли участие 10 человек.

    Студенты познакомились с коллекциями крупнейших музеев Санкт-Петербурга: Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного историко-художественного и дворцово-паркового музея-заповедника «Гатчина», Литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Государственного музея-заповедника «Царское Село», Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица и др.

    Для студентов было проведено практическое занятие по техникам печатной графики в Санкт-Петербургской печатной студии.

    Теоретические и практические занятия включали вопросы изучения музейных коллекций и истории их формирования, современного музейного менеджмента и маркетинга, принципов учета и хранения музейных предметов, концепций постоянных и временных выставок художественных музеев.

    В рамках музейной практики студенты выполнили учебное задание и представили его на конференции по итогам практики.

    Для участников практики был подготовлен комплекс методических материалов, включающий описание структуры Русского музея, образцы учетно-хранительской и реставрационной документации, список нормативно-правовых документов, электронные ресурсы по музейному делу и др.

    Отчёт по музейной практике для студентов

    / отчёт по музейной практике для студентов

    (автор примера Бондарева М. ДГ-202, 2010 год

    Санкт-Петербург старинный город. Он несёт в себе мудрость столетий. Каждое здание, каждая колонна является отпечатком своей эпохи. Но с наступлением XXI века человек забыл об историческом наследии этого города. Всё больше и больше Петербург пропадает под слоем светящихся вывесок, современных техногенных и архитектурных объектов.

    Идея фотоотчёта – диалог старого и нового через объекты городской среды. Вступают ли они в конфликт, либо существуют в гармонии?

    (автор примера Соловьёв Н.А. ДГ-201, 2010 год )

    Подпись методиста о соответствии оформления отчёта требованиям кафедры

    Подпись руководителя практики о допуске к просмотру

    ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОСМОТРА

    Оценка за отчёт

    Оценка за графические зарисовки

    Оценка за фоторепортаж

    (подпись) (ФИО рук. практики)

    Рекомендации комиссии по итогам музейной практики:

    ПАМЯТКА СТУДЕНТУ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКИ

    Порядок ведения отчёта по музейной практике

    Дневник ведётся лично студентом. Таблица заполняется чёрными чернилами, грамотно, во время мероприятий практики. Информация излагается лаконично. Допускается дополнение текста зарисовками. Заполнение всех разделов дневника является обязательным.

    Что необходимо сделать до начала практики

    Уяснить порядок и сроки прохождения музейной практики и получить задание.

    Получить на кафедре необходимые методические указания по проведению практики, сбору, систематизации материалов для отчёта и просмотра.

    Получить у руководителя практики необходимые документы (программу практики, форму отчёта)

    Обязанности студента во время прохождения практики

    В составе группы (или индивидуально, если студент проходит практику самостоятельно) строго выполнять правила внутреннего распорядка музеев;

    Ответственно относиться к выполнению заданий по практике;

    Соблюдать нормы поведения в момент экскурсий и в общественных местах;

    При убытии из гостиницы (выездная музейная практика) сдать свой номер руководителю практики. Номер должен быть чистым и с определённым набором посуды и полотенец, выданных при заезде. Некомплект оплачивает студент, проживавший в номере.

    Являться на промежуточные консультации и просмотры.

    Порядок сбора материалов и объём, необходимый для отчёта в форме просмотра

    Систематически вести сбор материалов, необходимых для отчёта по практике. Регулярно заполнять письменный отчёт. Графические зарисовки и фотосъёмка ведутся во время экскурсий и в свободное от экскурсий время.

    Отчёт о практике должен максимально соответствовать выбранной специализации в области дизайна, быть лаконичным, но при этом исчерпывающим, грамотным с точки зрения:

    полученных ранее теоретических и практических знаний, умений и навыков;

    полученной в ходе музейной практики информации;

    лично собранного и обработанного материала.

    Объём, содержание и порядок оформления отчётов по музейной практике определяется программой практики:

    ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЁТ ПО МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ (формат А4, книжная ориентация, сброшюрован). Включает в себя:

    титульный лист, заполненный по образцу;

    несколько разделов, которые необходимо заполнить и заверить по ходу практики подписями;

    карта-схема, отражающая наиболее интересные маршруты, события и музеи, посещаемые в ходе практики;

    блок из 6-10 графических зарисовок, наиболее точно отражающих технику автора и образ города, в котором проходила практика;

    блок фотоотчёта с темой и краткой концепцией (2 – 5 предложений);

    CD с электронной версией отчёта.

    ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ (формат А4, А3) - линейно-пятновые зарисовки, выполненные материалами маркерного типа, мягким графитом, возможно использование туши, акварели. Общим объёмом не менее 40 зарисовок. Зарисовки должны быть сделаны с натуры. Выполнение зарисовок с фотографий запрещено. Оформление на просмотр: полоса 4 ватмана с грамотно и аккуратно закомпонованными работами.

    ФОТООТЧЁТ – закомпонованный на оргстекле формата 75x75 блок из фотографий (не менее 10 штук) на определённую тему. Этекетаж формата А6 (альбомная ориентация) должен включать в себя сведения об авторе, тему фоторепортажа, краткую концепцию.

    Соловьёв Н.А. ДГ-201 ВНЕДРЕНИЕ

    Санкт-Петербург старинный город. Он несёт в себе мудрость столетий. Каждое здание, каждая колонна является отпечатком своей эпохи. Но с наступлением XXI века человек забыл об историческом наследии этого города. Всё больше и больше Петербург пропадает под слоем светящихся вывесок, современных техногенных и архитектурных объектов.

    Идея фоторепортажа – диалог старого и нового через объекты городской среды. Вступают ли они в конфликт, либо существуют в гармонии?

    Обязанности студента по окончании практики

    В установленный срок сдать отчётную документацию руководителю практики.

    В установленный срок выставить для оценки на просмотр: письменный отчёт с допуском к просмотру, полосу с графическими зарисовками, фоторепортаж.

    Выполнить рекомендации комиссии по результатам просмотра (участие в выставке, конференции и т.д.)

    Студент должен помнить, что

    Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов промежуточной аттестации студентов в текущем семестре. В случае, когда практика проводится после окончания летней экзаменационной сессии, оценка учитывается при подведении итогов проведения аттестации студентов в следующем семестре.

    Ликвидация академической задолженности по результатам практики осуществляется в соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов.

    Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку. Отчисляются из университета за академическую неуспеваемость в установленном порядке на основании Положения об отчислении студентов.

    Реферат: Отчет по производственной практике в музее

    Реферат: Отчет по производственной практике в музее

    2. Описание предприятия. ………………………………………………….4

    3. Содержание и значение музейной практики……………………………..6

    4. Цели и задачи практики…………………………………………………. 7

    5. Основные занятия и ход проведения……………………………………. 8

    Казалось бы, что такого интересного и нового есть в музеях? Все как всегда и много лет назад.… Однако, это распространенное заблуждение не имеет под собой никаких маломальских оснований. Но обо всем по порядку.

    После успешно (или для кого-то не совсем успешно) сданных экзаменов путь к вожделенному, заслуженному летнему отдыху – каникулам - загородила практика. Что ж, значит, так тому и быть. Моя практика проходила в Русском музее. Хотя все предполагают, что музей организация довольно скучная, нудная, мне воочию удалость узнать и прочувствовать, как это заблуждение далеко от истины. Состояла она, вопреки моим ожиданиям, не из сдувания пыли с экспонатов, а из самой, что ни на есть, активной, творческой работы.

    2. Описание предприятия

    Русский музей находится в самом центре С-Пб. в прекраснейшем месте, на площади Искусств. Если свернуть с Невского проспекта ,миновать памятник
    Пушкина на площади Искусств ,тяжелые чугунные ворота ,двух бронзовых львов, охраняющих фасад ,попадешь в музейные залы ,где правят законы искусства.

    Коллекции Русского музея очень обширны и разнообразны.

    Поднимаясь на второй этаж, попадаешь в раздел иконописи. Залы №
    1,2,3,4 полностью отданы этому виду живописи. В Русском музее хранится одно из крупнейших в стране собраний икон. Идя по этим залам можно встретить произведения разнообразных крупных художественных центров Древней Руси.
    Здесь представлены иконы из Новгорода, Москвы, Пскова, Ярославля, Вологды.
    В этих залах тебя пропитывает истинно Русский Православный дух.

    Путешествуя далее по залам дворца наслаждаешься картинами, скульптурами, да и просто убранством залов. Неизгладимое впечатление производит «Белый зал» (№11). Это единственный во дворце зал, сохранивший свое первоначальное убранство. В свое время это была парадная гостиная
    Михайловского дворца. Находясь в ней можно почувствовать величие той эпохи.
    Зал как бы возносит тебя, делает более утонченным, заставляет быть галантным.

    И вот, восторгаясь все более и более увиденным, попадаешь в зал № 14. И сразу же останавливаешься как вкопанный. Перед твоими глазами предстает огромное полотно, с незабываемым сюжетом. Это –«Последний день
    Помпеи»,самое известное произведение художника. Брюлов писал свой шедевр 11 месяцев, и он сразу же произвел в мире фурор.

    На своем полотне Брюлов изобразил трагедию гибнущего народа. На фоне рушащихся храмов, объятого огнем неба, падающих мраморных статуй можно видеть людей, которые по разному проявляют себя в сложившейся ситуации - одни из них рвутся к спасению, другие покоряются судьбе. В этих людях стихия пробуждает любовь и героизм, инстинкт и самоотверженность.

    Уходя из этого зала думаешь, что может быть более прекрасно и величественно чем это произведение.

    Но, войдя в пятнадцатый зал, видишь еще одно полотно, от которого захватывает дух. «Девятый вал» Айвазовского – это полотно, также повествующее о борьбе людей со стихией. Люди, плывущие на обломке корабля по бушующему океану, на первый взгляд представляют собой жалкое зрелище, они такие маленькие, беспомощные на фоне подавляющих своим величием огромных беснующихся волн, - стихия подавляет тебя. Но, всматриваясь в это полотно, более внимательно начинаешь понимать, что первое впечатление обманчиво. Не все еще потеряно для этих людей, люди не сломлены, они продолжают сражаться и уже отстояли свою жизнь и символом их надежды на полотне является солнце. Стихия, поняв свое поражение, отступает, волны утихают и оставляют промокших, обессиленных, но гордых и не павших духом людей в покое.

    Второй этаж «Русского музея» посвящен иконописи и живописи 18 века и первой половины 19 века. Это великое время в Русском искусстве. В этот период на Руси были созданы одни из самых великих произведений в истории
    России.

    На первом этаже собраны произведения разных временных периодов. Здесь находятся залы с Русским народным искусством, живопись второй половины 19 века и начала 20 века, произведения искусств Советского периода.

    Но самое большое впечатления производят залы № 40-41. Здесь представлены картины Куинджи. В этих залах ходишь как завороженный, наслаждаясь увиденным. Картины «Лунная ночь на Днепре», «Эльбрус вечером»,
    «Вечер на Украине», «Закат» вызывают спокойствие и упоение. Эти картины светятся, светятся не только внутренне, но и внешне. Куинджи добился таких красок, которые приводят людей в полное недоумение, заставляя их искать какие то источники света, подсветку. Поражает мастерство с которым художник создает эффект свечения. Картины кажутся реальными и порой хочется окунуться в воды «Днепра», которые серебрятся под луной.

    Меняется мир, в котором мы живем, меняется и музей. Но неизменным в нем остается главное – то, что создавалось замечательными мастерами нашего отечества на протяжении многих столетий и что сегодня, и завтра, и всегда будет представать перед глазами миллионов и миллионов зрителей.

    3. Содержание и значение музейной практики

    Содержание и значение предмета «музейная практика» как дисциплины

    в обучении студентов университета следует из определения художествен-

    ного музея. «Музеи художественные (от греч. museion – храм муз) – спе-

    циальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и

    заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся,

    экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и

    мемориально-исторические материалы художественной культуры».

    Социально-эстетические функции музейного искусства многообразны.

    Музеи создают фонды художественной культуры, предоставляют материа-

    лы для ее изучения, обогащают внутренний мир человека, формируют его

    вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и со-

    временниками. Музеи – хранители ценностей прошлого, без которых нет

    будущего культуры. Музейная практика рассматривает музеи историческо-

    го и художественного направлений как предмет изучения будущих педаго-

    гов, воспитания их эстетического мировоззрения и приобщения к культур-

    Назначение музейной практики состоит в том, чтобы приобщить сту-

    дентов, будущих педагогов, к изобразительному искусству в стенах музеев

    и художественных галерей города, подчеркнуть коммуникативную роль

    искусства, научить пользоваться коллекционными материалами и экспози-

    циями, понять высокую роль музея в формировании личности.

    Некоторые полагают, что значение музейной практики состоит лишь в

    посещении выставок изобразительного искусства и в копировании масте-

    ров и изучении техники письма (особенно в художественных вузах). Это

    не исключается, но только является частью общей подготовки преподава-

    теля ИЗО в вузе. Не менее важным представляется нам значение музейной

    практики для духовного развития личности будущего учителя, повышения

    общего уровня культуры.

    Разработанная нами программа курса музейной практики начинается в

    первом семестре с изучения искусства древних племен на материале ар-

    хеологических находок нашего края. Как развитие музея начиналось с ху-

    дожественных коллекций (в Др. Греции, например, во дворцах, храмах,

    термах), так и изучение музеев целесообразно начать с собраний изобрази-

    тельного искусства, с посещений экспозиций художественной галереи во

    В умении осмысленно воспринимать прекрасное и вербально выразить

    свое эстетическое чувство также состоит значение музейной практики для

    студентов, которым предлагаются самостоятельные практические работы

    по написанию отзывов о выставке, обсуждению художественных работ с

    Технология проведения занятий студентов в музеях – одна из педаго-

    гических технологий вуза по подготовке развитой в культурном отноше-

    нии личности профессионала педагога. В занятиях по музейной практике

    отражаются явления общественной и культурной жизни в их диалектиче-

    ском развитии и взаимной связи.

    В будущем представляется возможным посещение галерей и музеев

    мирового значения с помощью сети Интернет, созданной в КГУ Фондом

    Проведенное нами небольшое исследование вопроса о значении музей-

    ной практики для студентов выявляет необходимость в посещении музеев

    и галерей, чтобы общение с прекрасным стало насущной необходимостью,

    вошло в привычку у студентов и осталась навсегда тяга к музею как источ-

    нику мудрости, правды и красоты.

    4. Цели и задачи практики

    Цель практики - закрепление в практической деятельности студентов теоретиче­ских знаний предметных дисциплин, полученных во время обучения; обретение опыта эмпирического изучения, описания многообразных явлений и памятников культуры, ознакомление с характером и особенностями организации музейного дела и его струк­турой.

    В задачи музейной практики студентов университета входит следующее:

    - углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: истории искусства, живописи, композиции и др.;

    - приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев,

    понимание концептуальных решений музея;

    - развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и

    - воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих педагогов;

    - воспитание нравственных качеств студентов приобщением к культурному наследию;

    - повышение общего уровня культуры студентов.

    Программой занятий предусматривается рассмотрение концепции развития каждого музея, знакомство с основными направлениями деятельности, а также с регулярными художественными экспозициями и выставками.

    Определяются понятия и термины «кунсткамера», «пинакотека», «музей».

    Подготовка студентов педагогического факультета к музейной практике на первых курсах проходит в два этапа: I этап – знакомство с экспозициями художественного направления и II этап – изучение музейного дела,

    работы фондов, концептуального подхода в создании экспозиции и самого

    При изучении теории музейного дела, содержания музея используются

    разные формы работы, такие, как: лекция сотрудника музея, просмотр кинофильма, знакомство с художником или археологом, обсуждение выставки или видеофильма, самостоятельная работа студентов.

    Музейная практика позволяет студентам узнать о фондовой работе музеев, о становлении, развитии и концепции музея, дает понятие о систематических экспозициях, о правилах хранения и оформления культурноисторических ценностей, о тематической выставке.

    4.Основные занятия и ход проведения

    Тема 1. Кунсткамера

    Занятие проводится в систематической экспозиции историкохудожественного музея.

    - раскрываются понятия «кунсткамера», «эксклюзив» и «раритет»;

    - показывается тематическая структура экспозиции;

    - дается понятие о коллекции;

    - проводится осмотр экспозиции, дается ее анализ, включающий следующие вопросы:

    • Какие представлены экспонаты?

    • По какому признаку подобраны экспонаты?

    • Почему музей представил именно такую коллекцию на выставке

    • По каким признакам можно экспозицию назвать систематической?

    - обращается внимание на этикетаж выставки, точное описание и датирование музейного экспоната.

    Задание для самостоятельной работы студентов: оформить этикетку по

    необходимому стандарту в соответствии с требованиями музейной экспозиции.

    Тема 2. Объект – археологическая находка

    Занятие проводится по материалам выставки Балтийской археологической экспедиции (БАЭ) в историко-художественном музее.

    • Почему музей обращается к археологическим находкам?

    • Какие предметы находят археологи на раскопах в ритуальном захоронении?

    - привлекается внимание к предметам декоративно-прикладного искусства, украшению оружия;

    - проводится осмотр экспозиции;

    - читается лекция экскурсовода или сотрудника музея об археологическом направлении деятельности музея;

    - анализируется поиск мотивов орнамента древних племен территории

    Восточной Пруссии (материалы археологических исследований профессора В.И. Кулакова).

    Задание: определите место изделий творчества древних племен в экспозиции музея.

    Задание для самостоятельной работы студентов: зарисовать предмет и

    дать точную характеристику (см. этикетаж), указав место и время найденного материала или объекта.

    Тема 3. Рисунок в музейном деле

    Занятие проводится в историко-художественном музее с продолжением

    в Музее Мирового океана.

    - раскрывается понятие о научном рисунке и его значение для исследования;

    - определяется значение научного рисунка для изучения археологических коллекций и музейного дела;

    - обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;

    - рассматриваются требования к изображению (точность, соразмерность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;

    - выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо,

    тушь, бумага, обосновывается выбор техники;

    - дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением с

    другим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в масштабе 1:1;

    - проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируются

    рисунки сотрудников БАЭ и музейных работников;

    - оценивается мастерство исполнения рисунка, выполненного сотрудниками исторического отдела музея;

    - делается вывод о кропотливом научном труде, наблюдательности исследователя и достоверности рисунка.

    Задание для самостоятельной работы студентов: продолжение задания

    занятия № 2, уточнение и исправление неточностей.

    Тема 4. Открытие авторской художественной персональной выставки

    Занятие проводится на открытии выставки в художественной галерее

    - проводится в соответствии с ходом мероприятия открытия выставки

    - анализируется выставка и вступительное слово искусствоведа;

    - встречи студентов с художником – автором работ, а также с сотрудниками галереи, музея, публикой;

    - вырабатывается умение общаться и выражать словесно (вербально)

    свои мысли и чувства о художественном произведении.

    Задание для самостоятельной работы студентов: написать отзыв о вы-

    ставке или заметку в газету.

    Проведение дополнительного занятия в форме деловой обучающей игры, где моделируется ситуация открытия выставки, проводится дискуссия,

    Тема 5. Экспозиция графики

    Занятие проводится на Биеннале графики в художественной галерее.

    - формируется профессиональный взгляд на художественное творчество;

    - проводится просмотр выставки и отмечаются художественные особенности графических работ;

    - даются комментарии преподавателя и сотрудника галереи по разделам

    экспозиции: печатная и уникальная графика, компьютерная графика и др.;

    - проводится чтение текстов – комментариев, сопровождающей информации;

    - вырабатывается умение изложить и обосновать свое мнение как о выставке, так и об отдельной работе;

    - задается вопрос о Гран-при выставки:

    • Кому бы ты отдал Гран-при и почему?

    Задание для самостоятельной работы студентов: написать мотивированный отзыв о выставке и конкретных работах художников-графиков. От-

    зыв может отвечать на вопрос, поставленный в ходе занятия.

    Тема 6. Предметы декоративно-прикладного

    искусства в экспозициях музеев города

    - происходит ознакомление с постоянной экспозицией в художественной галерее, где отражены русские народные промыслы: Жостово, Гжель,

    Палех, Хохлома, Павловский Посад, Вятка и др.;

    - посещается выставка в историко-художественном музее, посвященная

    декоративно-прикладному искусству, например, «За чашкой чая» или авторская выставка «Пончо» и др.;

    - проводится экскурсия в Музей янтаря;

    - особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музейных предметов-экспонатов, комплексов в экспозиционных залах;

    - подчеркиваются национальные особенности и народный характер декоративно-прикладного искусства, совмещающего в себе красоту и пользу,

    обращается внимание на эмоциональное воздействие предметов быта на

    - показывается талантливость народа, даровитость и трудолюбие народных мастеров, богатство и нравственная красота их души, эстетическое

    восприятие окружающего мира;

    - раскрывается роль национальной традиции, канона на примере развития декоративно-прикладного искусства в эстетическом мировоззрении

    Тема 7. Творческая встреча

    Занятие организуется с помощью сотрудника художественной галереи

    на персональной выставке автора.

    - проводится осмотр экспозиции и конструктивный анализ работ, творческого метода автора, художественных особенностей;

    - представляется сотрудник галереи или музея, организовавший встре-

    чу, который рассказывает о цели встречи и содержании выставки;

    - представляется автор выставки, который знакомит со своим творчест-

    вом, особенностями выставленных работ;

    - формулируются вопросы к автору о его творчестве, этапах и перспек-

    тивах в работе, проводится беседа студентов с художником об искусстве;

    - показывается видеофильм или другие дополнительные материалы с

    - выражается благодарность за творческую встречу;

    - вырабатывается умение вербально выразить свои мысли, отношение к

    творчеству, а также умение четко сформулировать вопрос по интересую-

    Тема 8. Экслибрис в коллекции музея

    Занятие проводится на базе коллекции фондов историко-художественного музея и, по возможности, в экспозиции.

    - читается лекция об экслибрисе сотрудником музея, ведущим исследо

    вательскую работу по теме «Экслибрис»;

    - сотрудником музея демонстрируются материалы коллекции с объяснениями появления того или иного экспоната в стенах музея или фондах;

    - комментируются художественные особенности и принцип составления коллекции, уделяется внимание документам, описывающим экспонат

    (учетная карточка), этикетажу;

    - акцентируется внимание на подлинности показываемых экспонатов,

    их научной значимости;

    - осуществляется экскурсия и осмотр выставки в экспозиции музея;

    • Экслибрисы каких владельцев и каких библиотек составляют экс-

    • Какие авторы попали в коллекцию и почему?

    • Почему экслибрисом занимается художественный отдел музея?

    • Какое место занимает экслибрис в концепции музея и формирова нии его фонда?

    Задание для самостоятельной работы студентов: продумать экслибрис

    и нарисовать его для себя или друга-библиофила (техника – бумага, тушь,

    Тема 9. Фонды музея, создание и хранение

    Занятие проводится с главным хранителем фондов Музея Мирового

    12 Содержание занятия: - проводится экскурсия на корабле «Витязь»; - знакомство с экспозицией музея; - дифференцируются основные отличия Музея Мирового океана, исто-рико-художественного музея, художественной галереи и Музея янтаря,анализируется и их сходство; - акцентируется внимание на главном экспонате ММО – это сам корабль; - рассказ сотрудника музея о становлении музея, работе фондов ипринципах отбора экспонатов ФЗК (фондово-закупочной комиссией), отребованиях к хранению; - в кают-компании проводится беседа о концепции музея; - показываются экспонаты музея (научные рисунки, художественныепроизведения, эскизы, картины, сопутствующие основным коллекциям вэкспозиции, и другие предметы); - объясняется значение этикетажа в музее, назначение учетной карточки экспоната и правила ее заполнения; - рассматриваются вопросы: • Что такое концепция? • Что такое легенда? • Почему необходимо музею обосновывать свои поиски в коллекционировании и показе экспонатов? Тема 10. Значение музея Содержание занятия: - проводится посещение массового мероприятия музея; - показывается отличие выставки от выставки и экспозиции музея; - уточняются понятия «экспозиция», «музей», «художественная гале-рея» и «художественная выставка»; - дается понятие о коммуникативной функции музея, в том числе напримере проведения кинофестиваля в историко-художественном музее; - подчеркивается значение музеев для человека; - показывается возможность использования музеев в педагогическойработе, в воспитании эстетического мировоззрения учащейся молодежи ишкольников; - проводится анкетирование студентов.

    За неделю с небольшим наша группа посетила большое количество музеев, но это было далеко не самым важным моментом нашей деятельности. Ключевым стало создание своего виртуального музея. Здесь мы выбирали свои собственные роли: кто-то был директором предполагаемого заведения, а кто-то – экскурсоводом или даже архитектором; после чего непосредственно творческая часть началась с обсуждения тематики и названия музея. После долгих и жарких споров решено было создать музей под названием «7 чудес России». На проработку ролей, заполнение соответствующей документации (да-да, а вы что думали, мы в игрушки играли?) оставалось совсем немного времени, предстояло решающее испытание – деловая игра. В день сдачи проекта группа собралась раньше назначенного времени, чтобы добавить последние, решающие штрихи…
    Конечно, были ошибки, были недочеты, однако в целом проделанную работу можно отнести к разряду успешных. Несмотря на кажущуюся простоту устройства и отсутствие динамики, музей навряд ли можно отнести к простой организации. Внутренняя упорядоченность, подчиненность единой теме и идее, направленность на посетителя никак не говорит о простоте. Группа извлекла полезные навыки совместной работы, а также научилась прорабатывать детали. И пусть в этот раз не все получилось идеально, мы знаем, что ошибок не делает только тот, кто ничего не делает.

    Отчет по практике в музее

    Отчет по практике в музее ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ»

    2.1 Основные экскурсии

    Богаты коллекции Национального музея - в них тысячи единиц хранения: предметы гуннской эпохи, старинные бурятские серебряные изделия, буддийское искусство (танка, скульптуры, культовые предметы), произведения русских мастеров 19 века (И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В. Перова, братьев Маковских и др.), работы первых бурятских живописцев, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современное изобразительное искусство. В музее предоставлены все условия для знакомства и изучения истории, культуры, быта и искусства народов, проживающих на территории Бурятии. Не зря говорят: «Солнечная Бурятия - толерантная республика».

    Расскажу о трех интересных выставках. «Тривизор», «Сокровища буддийского искусства» - впервые представлены уникальные культовые предметы из фондов музея. Уникальность фондовых собраний музея составляет буддийская коллекция. Это культовые предметы. попавшие в фонды 30-е годы их закрывшихся дацанов. Они являются памятниками истории и культуры мирового значения. Среди них экземпляр Атласа тибетской медицины.

    Впервые в Сибирском регионе стартует новый проект по внедрению современных цифровых технологий. На выставке «Сокровища буддийского искусства. Новые грани» работает тривизор с электронным контентом «Дары XII Пандито Хамбо Ламы Д.-Д. Итигэлова» императорской семье из царской сокровищницы Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).

    Тривизор- это стеклянная 3D пирамида для трансляции объемного изображения. Сверху на три стороны 3D пирамиды с помощью монитьра проецируется изображение в специальной 3D раскладке. Благодаря напылению на стекле и правильной геометрической форме пирамиды создается эффект, что демонстрируемый объект находится внутри пирамиды. Объект словно парит в воздухе, меняя свой цвет, свойства, состояние.

    Тривизор был впервые использован на выставке «Буддизм в России» в рамках проведения саммита АТЭС-2012 в городе Владивостоке лдя показа Даров императорской семье из коллекции Российского этнографического музея и уникальных произведений буддийского искусства из Национального музея Республики Бурятия.

    Партнером проекта является Центр комплексных программ «Наследие»(г. Москва).

    В настоящее время в музее представлена новая экспозиция «Сокровища буддийского искусства. Новые грани». В коллекции представлены следующие экспонаты:

    - Будда Шакьямуни с великими учителями буддийского Учения. В Центре изображен Будда с двумя бодхисатвами, рядом с ним - Богдо Цзонхава со своими учениками. Вокруг Будды восседают учителя - «шесть драгоценностей» Индии: Нагарджуна, Дигнага, Арьядева, Асанга, Васубандху и Дхармакирти. Бурятия начало XX в. Грунтованное полотно; минеральные краски,позолота.

    - Будда Майтрейя ( бур. Майдар-бурхан). Будда Грядущего. Китай конец XIX в. Сплав металлов. литье, чеканка, позолота ,инкрустация.

    - Авалокитешвара Тысячерукий. Арьябало (бур). Бодхисаттва «Беспредельного» сострадание ко всем живым существам. Авалокитешвара вместе с другими бодхисатвами - Манджушри и Ваджрапани составляет триаду наиболее почитаемых бодхисатв во всех школах тибетского буддизма. Внутренняя Монголия, XIX в. Медь, латунь; чеканка, частичное литье. позолота, тонирование. инкрустация.

    - Хашин хан с 8-ю спутниками-детьми. Бурятия, Селенгинский район. Начало XX в. Папье-маше, дерево, краски; резьба, роспись.

    -Лобсан Галдан Аюшеев - настоятель (Ширээтэ) Анинского дацана. Автор: Дараев Цыренжап (1880-1935). Бурятия. Папье-маше, краски; роспись.

    Так же в данной коллекции имеются и другие не менее важные экспонаты, несущие огромную историческую ценность в буддийском искусстве.

    Следующая выставка называется «Рождение республики 1905-1933гг». Посвященная 90-летию со дня образования республики. В экспозиции представлены около 200 предметов, раскрывающих историю становления Республики Бурятия. Хотя зал для выставки сравнительно не большой, это не мешает сполна окунуться в историю рождения республики. В этой выставке мы можем узнать о некоторых исторических личностях, которые оставили след в «рождении республики», а так же посмотреть их личные вещи.

    -Иванов Федор Николаевич (19051968). Боец Буркавдивизиона, участник боевых действий на КВЖД 1928г. организатор колхозного движения, делегат II Всесоюзного съезда колхозников-ударников 1935г. в Москве.

    -Шиповских Иван Дмитриевич (1902-1968),член РКП (б) с 1920г. коммунист-ленинец, активный участник борьбы за установление Советской власти в Бурятии.

    -Алексеев Иван Иванович, кавалер двух орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. заслуженный врач РСФСР, начальник больницы станции Улан-Удэ.

    -Орден Ленина. 1930г.

    -Орден «Трудовое Красное Знамя, РСФСР.

    -Значок «Почетному железнодорожнику».

    -Личные вещи Ромаева Василия Алганаевича (1900-1941), участника установления Советской власти в Забайкалье, политического и общественного деятеля. В 1918 г. являлся студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. В 1929 г. был направлен в Монголию. Репрессирован и казнен в 1941г. Станок бритвенный и футляр для лезвий «Gillette» 1920г. США, г. Бостон, компания «Gillette». брошь с фотографией Ромаева В.А, Аяга (бур.). Чаша для напитков, часы «Мозер» Швейцария, начало XX в .

    -Платье шелковое нарядное Эрдынеевой Дулгар Гунцыреновны, члена ЦИК СССР. Эрдынеева Д.Г была премирована в 1933 юбилейном году отрезом ткани за производственные показатели.

    Не оставила без впечатлений выставка «Свет веры православной »- предметы культа из серебра, плащаница, ряд икон, впервые представленных, облачения епископа, исторические документы, отражающие деятельность церквей на территории Бурятии.

    -Образки с изображением Двунадесятых праздников. Серебро, эмаль,стекло. Кон. XIX в .

    - Пресвятая Богородица Печерская. Икона Селенгинского полка. Дерево, бархат, темперная живопись. XIX в .

    -Ефросинья Полоцкая. Хрусталь, литье. Начало XX в.

    -Икона «Богоматерь Умиление». Жесть, роспись, олеография. Начало XX в.

    -Блюдо для благословения хлебов. Латунь, медь; серебрение, обработка на станке, литье. Кон.XIX - нач. XX в .

    -«Распятие» в стеклянной бутыли. Дерево, стружка, бумага; резьба, монтаж 1884г.

    -Богоматерь - утоли болезни. Дерево, позолота, паволока, темперная живопись. Кон. XIX в .

    2.2 Услуги предоставляемые музеем

    Музеем представлен следующий спектр услуг: экскурсии по выставкам, лекции, просмотр видеофильмов об изобразительном искусстве, выездные выставки и лекции, фото-видеосъемка в залах музея, музейно-образовательные программы для детско-юношеской аудитории, презентации, научно-практические конференции, семинары, культурно-массовые мероприятия и не только.

    Музейные уроки и лекции являются одной из перспективных форм работы со школьной аудиторией и организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе.

    Музейно-образовательая программа - располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейно-образовательным программам относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Музейно-образовательные программы активно внедряются в дошкольную и школьную практики, используются в рамках гуманитарно-эстетического и естественно - научного профиля.

    На сегодняшний день многие музеи активно внедряют в свою деятельность новые формы работы с посетителями. Одной из таких форм являются праздничные мероприятия - это существенно новая форма массовой научно-просветительной работы музея. Термин "музейные праздники" появился сравнительно недавно, но многие музеи России уже активно используют этот вид услуги. Так и наш Национальный музей предоставляет такую услугу. Проведение музейных праздников в Национальном музее оказывают положительное влияние на его деятельность, способствуют росту престижа музейного учреждения, генерируют интерес общественности и увеличивают поток посетителей. Роль праздничных мероприятий в музеях заключается в следующем - праздники активизируют культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время свободное от будничных обязанностей, проявляются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни. Праздничные мероприятия через обновление ценностей напоминают важные события, выполняют роль механизма передачи культурных традиций из поколение в поколение. А ведь для музея важна поддержка связи из поколения в поколение, так как одна из функций музейного учреждения это - хранение и передача исторических культурных ценностей. Это говорит о том, что праздник как бы связан с музеем, это видно из приведенных выше фактов.

    Так же Национальный музей занимается экспертизой предметов музейного значения - это процесс комплектования, который можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.

    К следующей услуге, предоставляемой Национальным музеем относится воспроизведение музейных предметов. Воспроизведение музейных предметов - объекты, точно передающие облик музейных предметов. К основным видам воспроизведений относят:

    · копию - предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Может быть авторским повторением (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческим воспроизведением (как римские копии греческой скульптуры); современным воспроизведением. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем - к научно-вспомогательным материалам. Примером, когда копия приобретает значение самостоятельного памятника, может служить храм Христа Спасителя в Москве (представляющий копию разрушенного в 1930-е гг. храма XIX в. выполненную с применением современных технологий).

    · реконструкция - научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта;

    · муляж - предмет, который воспроизводит размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но может отличаться по размерам;

    · репродукция - воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т.д. выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений;

    · новодел - точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник (например форма студента Восточного института во Владивостоке, представленная в Музее истории ДВГУ, сшитая на основании документов и рисунков XIX - XX вв.);

    · макет - объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-либо несущественных деталей подлинника);

    · модель - копия, сохраняющая конструктивные принципы и фактуру оригинала;

    · голограмма - объемная трехмерная копия, созданная посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимая.

    Так же к перечню услуг, предоставляемых Национальным музеем относят: абонементы, консультационные услуги, методическое обеспечение музеев Республики Бурятия, услуги научной библиотеки, а так же сувенирный киоск.

    Национальный музей Республики Бурятия для успешного решения целевых задач, кроме хранительской, выставочной и научной деятельности обращает особое внимание на оказание музейных услуг туристам и гостям республики посредством предоставления искусствоведческой, краеведческой, этнографической информации на русском, бурятском и английском языках на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших музейно-информационных технологий.

    Пройдя учебную практику в «Государственном автономном учреждение культуры Республики Бурятия «Национальном музее Республики Бурятия» я открыла для себя новый мир музейного искусства. Узнала огромное количество важной и интересной информации о Национальном музее и его удивительных экспонатах.

    В условиях, когда в Бурятии развивается особая туристско-рекреационная зона, музей становится одним из основных участников реализации Программы. Музей отражает национальную идею, становится своеобразной визитной карточкой, брендом республики. Музей - сокровищница республики, символ нашей культуры, витрина, по которой туристы судят о людях, которые здесь живут, об их отношении к своей истории, а по большому счету - о месте и роли Бурятии в России.

    В г. Улан-Удэ определено место под новое здание Национального музея Бурятии, в районе Верхняя Березовка, откуда начинается дорога на озеро Байкал. Это будет достаточно большой комплекс, объединяющий фонды музеев истории, природы и художественного, с парком скульптур и лесной зоной. В планах республики построить музей к 2015 году.

    Национальный музей Республики вправе претендовать на получение премии по номинации «Лучший региональный музей».

    Одним из важнейших направлений музейной работы является экспозиционно-выставочная деятельность, осуществляющая крупные международные, межрегиональные и местные выставочные проекты. Музей имеет соглашения о сотрудничестве с лучшими музеями страны: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея и др. Лидирующее положение в музее занимает научно-образовательная деятельность, запланировано и выполнено множество социально-значимых проектов для детей дошкольного и школьного возрастов, студентов лицеев, колледжей и ВУЗов, военнослужащих, пенсионеров, ветеранов, туристических групп и одиночных посетителей. Музей успешно занимается издательской деятельностью - выпуском буклетов, каталогов выставок, открыток и афиш. Помимо основной деятельности является координирующим центром народных музеев и картинных галерей г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района и с. Петропавловка Джидинского районов в плане оказания методической помощи, заботы о пополнении фондов, встреч с художниками Бурятии.

    Чем больше разнообразных выставок, чем они интересней, тем сильней притяжение потенциальных туристов. Туристы, в свою очередь, становятся генераторами прибыли для гостиниц, предприятий питания, транспорта, развлечений, торговли, производства сувениров. Налоговые поступления от работы этих предприятий и созданные в них рабочие места могут составлять основу республиканской экономики. Важно отметить, что понимание такой роли нашего музея должно являться частью республиканской культурной и экономической политики и России в целом.

    национальный музей бурятия

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    4. Приказ Министерства образования РСФСР «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности» № 293 от 13.07.92 г.// Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

    5. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами российской федерации (приложения к приказу Министерства образования от 13.07.92г. № 293) // Турконсультант. - Вып. 6. - 1999.

    6. Гецевич В.Г. Основы экскурсоведения: учеб. пособия.- М.,1998.- 102с.

    7. Культурология и экскурсоведение: курс лекции/ Сост. К.В. Кулев; Российская международная академия туризма. - М. Соф. спорт,1998.- 158с.

    Размещено на Allbest.ru