Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации дквр-6.5-13

Рейтинг: 4.8/5.0 (355 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ДКВР-6, 5-13ГМ

ДКВР-6,5-13ГМ

Котлы имеют экранированную топочную камеру и развитый конвективный пучок из гнутых труб. Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с уносом и химическим недожо­гом топочная камера котла ДКВР-6,5-13ГМ делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. Между первым и вторым рядами труб котельного пучка всех котлов также устанавливается шамотная перегородка, от­деляющая пучок от камеры догорания.

Внутри котельного пучка имеется чугунная пе­регородка, которая делит его на первый и второй газоходы и обеспечивает горизонтальный разворот газов в пучках при поперечном омывании труб.

Вход газов из топки в камеру догорания и вы­ход газов из котла - асимметричные. При наличии пароперегревателя часть кипятильных труб не ус­танавливается; пароперегреватели размещаются в первом газоходе после второго-третьего рядов ки­пятильных труб.

Вода в трубы боковых экранов поступает одно­временно из верхнего и нижнего барабанов, при этом повышается надежность работы котла при пониженном уровне воды и уменьшается отложение шлама в верхнем барабане. Котлы имеют два ба­рабана: верхний - длинный и нижний - короткий. Трубы боковых экранов развальцованы в верхнем барабане. Нижние концы экранных труб приваре­ны к коллекторам. Конвективные пучки котлов об­разованы вертикальными трубами, развальцован­ными в верхнем и нижнем барабанах. В водяном пространстве верхнего барабана размещается одна питательная труба и штуцер непрерывной продув­ки, в нижнем барабане - перфорированная труба для периодической продувки. В нижний барабан введены дополнительно трубы для прогрева котла паром при растопке. Для осмотра барабанов и ус­тановки в них устройств, а также для чистки труб шарошками на днищах имеются овальные лазы размером 325X400 мм.

Барабаны внутренним диаметром 1000 мм на давление 1,3 и 2,3 МПа (13 и 23 кгс/см 2 ) изготов­ляются из стали 09Г2С ГОСТ 19281 и имеют толщину стенки со­ответственно 14 и 20 мм. Барабаны внутренним диаметром 960 мм на давление 39 МПа (39 кгс/см 2 ) изготов­ляются из стали 20К ГОСТ 5520 и имеют толщину стенки 40 мм. Экраны и кипятильные пучки котлов выполняются из стальных бесшовных труб Ф 51 х 2,5 мм с толщиной стенки 2,5 мм. Гибы труб выполнены радиусом 400 мм, при котором очистка внутренней поверхности труб шарошками не представляет затруднений. Трубы боковых эк­ранов установлены с шагом 80 мм.

Камеры экранов изготовляются из труб диа­метром 219 мм с толщиной стенки 8 мм для котлов на давление 1,3 МПа и 10 мм — на давление 2,3 МПа. Для удаления отложений шлама в котлах имеются торцевые лючки на нижних камерах экранов, для периодической продувки камер име­ются штуцеры Ф 32 x 3 мм. Для осмотра и очистки кипятильных труб в пучках котла ДКВР-6,5-13ГМ предусмотрены коридоры шириной 300 мм. Пароперегреватели котлов типа ДКВР, располо­женные в первом по ходу газов газоходе, унифицированы по профилю для котлов одинаковых дав­лений и отличаются для котлов разной производи­тельности лишь числом параллельных змеевиков. Пароперегреватели собираются из труб диаметром 32 мм с толщиной стенки 3 мм, изготовленных из углеродистой стали 10. Камеры изготовляются из труб диаметром 133 мм с толщиной стенки 6 мм. Входные концы труб пароперегревателя разваль­цовываются в верхнем барабане, выходные прива­риваются к камере перегретого пара. Змеевики дистанционируются чугунными гребенками. Паропе­регреватели одноходовые по пару обеспечивают получение перегретого пара с параметрами, соот­ветствующими ГОСТ 3619-76 без применения пароохладителей. Камера перегретого пара крепит­ся к верхнему барабану; одна опора этой камеры является неподвижной, а другая - подвижной. Для возможности демонтажа перегревателя при ремонте через боковую стенку крайние трубы пуч­ка в области пароперегревателя расположены с шагом 150 мм, а змеевики - с неравномерными шагами 60 и 90 мм.

Котлы имеют следующую циркуляционную схе­му: питательная вода поступает в верхний барабан по двум питательным линиям, откуда по слабообогреваемым трубам конвективного пучка посту­пает в нижний барабан. Питание экранов произ­водится необогреваемыми трубами из верхнего и нижнего барабанов. Пароводяная смесь из экранов и подъемных труб пучка поступает в верхний ба­рабан.

Сепарационное устройство котлов состоит из пакетов жалюзи и дырчатых листов, обеспечивает качество пара в соответствии с ГОСТ 20995-75: солесодержание котловой воды до 3000 мг/л для котлов без пароперегревателей и до 1500 мг/л для котлов с пароперегревателями.

Сепарационные устройства котлов ДКВР рас­считаны на номинальное рабочее давление и на производительность 150% от номинальной. При снижении давления возможно ухудшение качества пара.

В котлах без перегревателей сепарационные устройства находятся ближе к фронту котла, в котлах с пароперегревателями — в задней части барабана.

Котлы ДКВР оборудованы стационарными обдувочными приборами с обдувочными трубами, вы­полненными из стали Х25Т или 1Х18Н12Т. Для обдувки применяется насыщенный или перегретый пар с давлением перед соплами 0,7-1,7 МПа (7-17 кгс/см 2 ), также может применяться сжатый воздух.

Очистка экранов и пучков труб от золовых от­ложений может также осуществляться через обдувочные лючки ручными переносными обдувочны­ми приборами.

На котлах типа ДКВР устанавливается следующая арматура: предохранительные клапаны, манометры и трехходовые краны к ним; рамки указателей уровня со стеклами и запорными устройствами ука­зателей уровня; запорные вентили и обратные кла­паны питания котлов; запорные вентили продувки барабанов, камер экранов, регулятора питания и пароперегревателя; запорные вентили отбора на­сыщенного пара (для котлов без пароперегревате­лей); запорные вентили для отбора перегретого пара (для котлов с пароперегревателями); вентили для спуска воды из нижнего барабана; запорные вентили на линии ввода хими­катов; вентили для отбора проб пара.

Для обслуживания газоходов на котлах уста­навливается чугунная гарнитура. Многочисленные испытания и длительный опыт эксплуатации большого числа котлов ДКВР под­твердили их надежную работу на пониженном по сравнению с номинальным давлении. Минимальное допустимое давление (абсолютное) для котла ДКВР-6,5-13ГМ равно 0,7 МПа (7 кгс/см 2 ). При более низком давлении значительно возрастает влажность вырабатывае­мого котлами пара, а при сжигании сернистых топлив (Sпр >0,2%) наблюдается низкотемпературная коррозия.

С уменьшением рабочего давления КПД котлоагрегата не уменьшается, что подтверждено срав­нительными тепловыми расчетами котлов на номи­нальном и пониженном давлениях. В котельных, предназначенных для про­изводства насыщенного пара при отсутствии жест­ких требований к его качеству, паропроизводительность котлов ДКВР при пониженном до 0,7 МПа давлении может быть принята такой же, как и при давлении 1,3 МПа (13 кгс/см 2 ). В случае, если соединенное с котлом теплоиспользующее оборудо­вание имеет предельное рабочее давление меньше указанных выше величин, для защиты этого обору­дования следует установить на нем дополнитель­ные предохранительные клапаны. Элементы котлов рассчитаны на рабочее давление 1,3 МПа (13 кгс/см 2 ), безопасность их работы обеспечивает­ся установленными на котле предохранительными клапанами.

При работе на пониженном давлении предохра­нительные клапаны на котле и дополнительные предохранительные клапаны, устанавливаемые на теплоиспользующем оборудовании, должны регу­лироваться на фактическое рабочее давление.

С понижением давления в котлах до 0,7 МПа комплектация котлов экономайзерами не изменяет­ся, так как в этом случае недогрев воды в пита­тельных экономайзерах до температуры насыщения пара в котле составляет более 20° С, что удовлет­воряет требованиям правил Ростехнадзора.

Для комплектации котла ДКВР-6,5-13ГМ при сжигании газа и мазута применяются двухзонные вихревые газомазутные горелки типов ГМГ (по 2 горелки на котле).

Котлы типа ДКВР, работающие на мазуте, ком­плектуются чугунными экономайзерами, при ис­пользовании только природного газа для комплек­тации котлов могут использоваться стальные эко­номайзеры.

Котлы производительностью 6,5 т/ч выпол­няются в низкой компоновке и могут поставляться в виде одного транспортабельного блока (без обшивки и изоляции), либо «россыпью» (узлы, детали, пакеты, связки). Обмуровочные материалы в комплект поставки не входят.

инструкция по эксплуатации дквр-6.5-13:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    ДКВР паровые котлы

    Паровые котлы серии ДКВР

    * При газе Qрасч. 8525 ккал/кг, мазуте Qрасч. 9170 ккал/кг.

    Примечание. Для комплектации котлов ДКВР-2,5; 4; 6,5; 10 при сжигании газа и мазута применяются двухзонные вихревые газомазутные горелки типа ГМГ. С целью экономии топлива, улучшения параметров пара котлы комплектуются автоматизированными блочными горелками типа Cib Unigas, Weishaupt.


    Устройство и принцип работы котла серии ДКВР

    Конструктивная схема котлов серии ДКВР паропроизводительностью до 10 т/ч одинаково независима от использу- емого топлива и применяемого топочного устройства.

    Котел имеет верхний длинный и нижний короткий барабаны, расположенные вдоль оси котла, экранированную топочную камеру и развитый кипятильный пучок из гнутых труб. Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с уносом и химическим недожогом топочная камера котлов ДКВР-2,5; ДКВР-4; ДКВР-6,5 делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. На котлах ДКВР-10 камера догорания отделяется от топки трубами заднего экрана. Между первым и вторым рядами труб котельного пучка всех котлов также устанавливается шамотная перегородка, отделяющая пучок от камеры догорания.

    Внутри котельного пучка имеется чугунная перегородка, которая делит его на первый и второй газоходы и обеспе- чивает горизонтальный разворот газов в пучках при поперечном омывании труб.

    Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла – асимметричные. При наличии пароперегревателя часть кипятильных труб не устанавливается; пароперегреватели размещаются в первом газоходе после второго-треть- его рядов кипятильных труб.

    Для осмотра барабанов и установки в них устройств, а также для чистки труб на днищах имеются овальные лазы размером 325 × 400 мм.

    Барабаны внутренним диаметром 1000 мм на давление 1,4 МПа изготавливаются из стали 16ГС или 09Г2С и имеют толщину стенки 13 мм. Экраны и кипятильные пучки котлов выполняются из стальных бесшовных труб.

    Для удаления отложений шлама в котлах имеются торцевые лючки на нижних камерах экранов, для периодической продувки камер имеются штуцеры диаметром 32 × 3 мм.

    Пароперегреватели котлов типа ДКВР, расположенные в первом по ходу газов газоходе, унифицированы по профи- лю для котлов одинаковых давлений и отличаются для котлов разной производительности лишь числом параллель- ных змеевиков.

    Пароперегреватели – одноходовые по пару, обеспечивают получение перегретого пара без применения пароохлади- телей. Камера перегретого пара крепится к верхнему барабану, одна опора этой камеры делается неподвижной, а другая – подвижной.

    Циркуляционная схема котла ДКВР

    Питательная вода поступает в верхний барабан по двум питательным линиям, откуда по последним рядам труб кон- вективного пучка поступает в нижний барабан. Питание экранов производится необогреваемыми трубами из вер- хнего и нижнего барабанов. Фронтовой экран котла ДКВР-10 питается водой из опускных труб верхнего барабана, задний экран – опускных труб нижнего барабана. Пароводяная смесь из экранов и подъемных труб пучка поступает в верхний барабан.

    Все котлы снабжены внутрибарабанными паросепарационными устройствами для получения пара.

    Котлы ДКВР-2,5, ДКВР-4 и ДКВР-6,5, поставка которых может осуществляться одним транспортабельным блоком и в разобранном виде, имеют опорную раму сварной конструкции, выполненную из стального проката.

    Котлы ДКВР-10 опорной рамы не имеют. Неподвижной, жестко закрепленной точкой котла является передняя опо- ра нижнего барабана. Остальные опоры нижнего барабана и камер боковых экранов выполнены скользящими. Камеры фронтового и заднего экранов крепятся кронштейнами к обдувочному каркасу. Камеры боковых экранов крепятся к опорной раме.

    Котел снабжен контрольно-измерительными приборами и необходимой арматурой:

    • предохранительные клапаны,
    • манометры и трехходовые краны к ним,
    • рамки указателей уровня со стеклами и запорные устройства указателей уровня,
    • запорные вентили и обратные клапаны питания котлов,
    • запорные вентили продувки барабанов, камер экранов, регулятора питания и пароперегревателя,
    • запорные вентили отбора насыщенного пара (для котлов без пароперегревателей),
    • запорные вентили для отбора перегретого пара (для котлов с пароперегревателями),
    • запорные вентили на линии обдувки и прогрева нижнего барабана при растопке котлов (для котлов ДКВР-10),
    • вентили для спуска воды из нижнего барабана,
    • запорные вентили на линии ввода химикатов,
    • вентили для отбора проб пара.

    Для котлов ДКВР-10 поставляются также запорный и игольчатый вентили для непрерывной продувки верхнего барабана. На газоходах котлов устанавливается чугунная гарнитура.

    Барабаны к котлам ДКВр

    Соединения трубной системы котла ДКВр с барабаном производятся вальцованные, а не сварные, что повышает ремонтопригодность и надежность котла. Использование автоматизированных комплексов сварки позволяет изго- тавливать барабаны ДКВр высокого качества. ПГ «Генерация» осуществляет отдельную поставку ремкомплектов ДКВР и барабанов ДКВР.

    Технические характеристики

    ДКВр-6, 5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6, 5-1, 4Р)

    Котёл паровой ДКВр-6,5-13С (ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) Устройство и принцип работы котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р)

    Котёл ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) - паровой котёл, основными элементами которого являются два барабана: верхний длинный и нижний, а также экранированная топочная камера.

    Топочная камера котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) разделена кирпичной стенкой на собственно топку и камеру догорания, которая позволяет повысить КПД котла за счёт снижения химического недожога. Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла асимметричные.

    В котлах с пароперегревателем последние размещаются в первом газоходе с левой стороны котла.

    Стенки верхнего барабана охлаждаются потоком пароводяной смеси, выходящим из труб боковых экранов и труб передней части конвективного пучка.

    Предохранительные клапаны, главный паровой вентиль или задвижка, вентили для отбора проб пара, отбора пара на собственные нужды (обдувку) располагаются на верхней образующей верхнего барабана.

    Питательная труба находится в водном пространстве верхнего барабана, в паровом объёме - сепарационные устройства. В нижнем барабане размещены перфорированная труба для продувки, устройство для прогрева барабана при растопке и штуцер для спуска воды.

    Для наблюдения за уровнем воды в верхнем барабане устанавливаются два указателя уровня.

    Для отбора импульсов уровня воды на автоматику на переднем днище верхнего барабана установлено два штуцера.

    Опускные и пароотводящие трубы привариваются к коллекторам и барабанам (или к штуцерам на барабанах). При питании экранов из нижнего барабана для предотвращения попадания в них шлама, концы опускных труб выведены в верхнюю часть барабана.

    Шамотная перегородка, отделяющая камеру догорания от пучка, опирается на чугунную опору, укладываемую на нижний барабан.

    Чугунная перегородка между первым и вторым газоходами собирается на болтах из отдельных плит с предварительным промазыванием стыков специальной замазкой или с прокладкой асбестового шнура, пропитанного жидким стеклом. В перегородке имеется отверстие для прохода трубы стационарного обдувочного прибора.

    Окно для выхода газов из котла расположено на задней стенке.

    В котле ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) на давление 1,3 МПа температура перегретого пара не регулируется.

    Котёл ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) в тяжёлой обмуровке имеет лёгкий обвязочный каркас.

    Площадки котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) расположены в местах, необходимых для обслуживания арматуры и гарнитуры котла:

    - боковая площадка для обслуживания водоуказательных приборов;

    - боковая площадка для обслуживания предохранительных клапанов и запорной арматуры на барабане котла;

    - площадка на задней стенке котла для обслуживания доступа в верхний барабан при ремонте котла.

    На боковые площадки ведут лестницы, а на заднюю площадку - вертикальный трап.

    Пароохладитель, установленный в нижнем барабане, имеет дренажный вентиль на соединительных паропроводах. Для регулирования количества поступающего в пароохладитель пара на перемычке между прямым и обратным паропроводам поставлен вентиль.

    Для доступа в топочную камеру имеется лаз. Для шуровки топлива вблизи боковых стен, в зависимости от топочного устройства, сделаны шуровочные лючки. Два таких лючка установлены на боковых стенах камеры догорания в ее нижней части. На боковых стенах котлов в области конвективного пучка предусмотрены лючки для очистки конвективных труб переносным обдувочным аппаратом.

    Для контроля за состоянием изоляции нижней части верхнего барабана в топочной камере устанавливается лючок в месте разрежения труб бокового экрана.

    В нижней части газохода с левой стороны котла размещены лазы для периодического удаления золы, осмотра пучка и эжекторов возврата уноса.

    Перевод парового котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) в водогрейный режим позволяет, кроме повышения производительности котельных установок и уменьшения затрат на собственные нужды, связанные с эксплуатацией питательных насосов, теплообменников сетевой воды и оборудования непрерывной продувки, а также сокращения расходов на подготовку воды, существенно снижать расход топлива.

    Среднеэксплуатационный КПД котлоагрегатов, использованных в качестве водогрейных, повышается на 2,0-2,5%.

    Котельные с котлами ДКВр комплектуются вентиляторами и дымососами типа ВДН и ДН, блочными водоподготовительными установками ВПУ, фильтрами для осветления и умягчения воды ФОВ и ФиПА, термическими деаэраторами типа ДА, теплообменными устройствами, насосами, а также комплектами автоматики.

    Котёл ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) поставляется россыпью, блоками или полностью собранными с пароперегревателями, в облегчённой обмуровке и обшивке. Арматура, а также отдельные узлы и детали, входящие в комплект поставки в соответствии с чертежами, но неустановленные на блоке котла из-за условий транспортировки, поставляются отдельными грузовыми местами.

    Конструктивные особенности котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р)

    В котле ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) применена одноступенчатая схема испарения.

    Трубы боковых экранов завальцованы верхними концами в верхнем барабане, нижние концы экранных труб приварены к нижним камерам.

    Продольно расположенные барабаны соединены развальцованными в них гнутыми кипятильными трубами, образующими развитый конвективный (кипятильный) пучок.

    Топочная камера, расположенная перед конвективным пучком, для предотвращения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с уносом и химическим недожогом делится перегородкой из шамотного кирпича на две части: собственно топку и камеру догорания. Между первым и вторым рядами труб конвективного пучка также устанавливается кирпичная шамотная перегородка, отделяющая пучок от камеры догорания. Таким образом, первый ряд труб котельного пучка является задним экраном камеры догорания.

    Чугунная перегородка внутри котельного пучка делит его на первый и второй газоходы. Отвод газов из топки и выход газов из котла асимметричны. При наличии пароперегревателя часть труб конвективного пучка не устанавливается; пароперегреватели размещаются в первом газоходе после второго-третьего ряда кипятильных труб.

    Одновременно из верхнего и нижнего барабанов вода поступает в трубы боковых экранов, при этом повышается надёжность работы котла при пониженном уровне воды и уменьшаются отложения шлама в верхнем барабане.

    Сепарационное устройство котлов состоит из короба с дырчатым листом; применяется для поддержания солесодержания котловой воды до 3000 мг/л при отсутствии особых повышенных требований к качеству пара.

    У котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) лазовые затворы барабанов расположены на задних днищах, а также на передних днищах верхних барабанов. Средний уровень воды находится на оси барабана. Для наблюдения за уровнем воды на верхних барабанах установлены два водоуказательных прибора.

    В водном пространстве верхнего барабана размещаются две питательные трубы, в нижнем барабане - перфорированная труба для продувки.

    У котлов ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) очистка труб экранов производится из верхнего барабана. Очистка камер экранов в котлах осуществляется через торцевые лючки, имеющиеся на каждой нижней камере. В нижних точках камер экранов расположен штуцер для продувки и спуска воды.

    Пароперегреватели, расположенные в первом по ходу газов газоходе, унифицированы по профилю для котлов с одинаковым давлением и отличаются для котлов разной производительности лишь числом параллельных змеевиков. Пароперегреватели одноходовые по пару.

    Входные концы труб пароперегревателя развальцовываются в верхнем барабане, а выходные – привариваются к камере перегретого пара. Змеевики дистанционируются чугунными гребенками.

    Для котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) применяются топки типа ПТЛ-РПК с пневмомеханическими забрасывателями и решёткой с поворотными колосниками.

    У котла ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) опорная рама и обвязочный каркас сварной конструкции. Тяжёлая обмуровка производится на монтаже.

    Котёл ДКВр-6,5-13С(ПТЛ-РПК) (Е-6,5-1,4Р) поставляется заводом одним транспортабельным блоком (блок котла без обшивки и изоляции) либо россыпью (узлы, пакеты, связки), в комплекте с КИП, арматурой и гарнитурой в пределах котла, лестницами, площадками, пароперегревателем (по требованию заказчика). Изоляционные и обмуровочные материалы в комплект поставки не входят.

    Эту страницу находят по следующим запросам: ДКВр-6,5-13С (Е-6,5-1,4Р), (ПТЛ-РПК), ДКВр-6,5-13С, Е-6,5-1,4Р, ПТЛ-РПК, ДКВр 6,5-13С, Е 6,5-1,4Р, ДКВр 6,5 13С, Е 6,5 1,4Р, ДКВ 6,5 13, Е 6,5 1,4, ДКВр 6,5, Е 6,5, ДКВр 13С, Е 1,4Р, ДКВр 13, Е 1,4 дквр 6,5 13 котел дквр 6,5 13 котлы дквр 6,5 13 паровой котел дквр 6,5 13 паровые котлы дквр 6,5 13 водогрейные котлы дквр 6,5 13 схема котла дквр 6,5 13 устройство котла дквр 6,5 13 автоматика дквр котел дквр котлы дквр дквр.

    Опросные листы

    Заполненый опросный лист отправляйте на e-mail: info@tep-holding.ru. либо по факсу: +7 (495) 374-84-74

    Фотогалерея

    ДКВр 6, 5-13 С (250 С) - паровой твердотопливный котёл паропроизводительностью 6, 5 т

    ДКВр-6,5-13 С (250 С)

    Твердотопливный паровой котёл ДКВр-6,5-13 С (ДКВр-6,5-13-250 С)* – двухбарабанный, вертикально-водотрубный котел, предназначенный для выработки насыщенного пара посредством сжигания каменного и бурого углей для технологических нужд промышленных предприятий, в системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

    Расшифровка наименования котла ДКВр-6,5-13 С (ДКВр-6,5-13-250 С)*:
    ДКВр – тип котла (двухбарабанный котел водотрубный реконструированный), 6,5 - паропроизводительность (т/ч), 13 – абсолютное давление пара (кгс/см 2 ), 250 – температура перегретого пара, °С (в случае отсутствия цифры – пар насыщенный), С – способ сжигания топлива (слоевое сжигание).

    Базовая комплектация в сборе:
    • Блок котла без изоляции и обшивки (при поставке котла блоком)
    • Котел в разобранном виде (при поставке котла россыпью)
    • Лестницы и площадки
    • Ориентировочный срок изготовления: 30-45 дней
    Дополнительная комплектация:

    Общий вид котла ДКВр-6,5-13С (ДКВр-6,5-13-250С)*

    Устройство и принцип работы котла ДКВр-6,5-13С (ДКВр-6,5-13-250С)*

    Котлы ДКВр - двухбарабанные, вертикально-водотрубные с экранированной топочной камерой и развитым конвективным пучком из гнутых труб. Топочная камера котлов производительностью до 10 т/ч включительно разделена кирпичной стенкой на собственно топку и камеру догорания, которая позволяет повысить КПД котла за счет снижения химического недожога. Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла - асимметричные.

    Установкой одной шамотной перегородки, отделяющей камеру догорания от пучка и одной чугунной перегородки, образующей два газохода, в пучках создается горизонтальный разворот газов при поперечном омывании труб. В котлах с пароперегревателем трубы размещаются в первом газоходе с левой стороны котла.

    Барабаны котлов на давление 13 кгс/см 2 изготавливаются из стали 16ГС ГОСТ 5520-69 и имеют внутренний диаметр 1000 мм при толщине стенки 13 мм. Для осмотра барабанов и расположенных в них устройств, а также для чистки труб на задних днищах имеются лазы; у котлов ДКВр-6,5 и 10 с длинным барабаном имеется еще лаз на переднем днище верхнего барабана. В данныхкотлах при шаге экранных труб 80 мм стенки верхнего барабана хорошо охлаждаются потоками пароводяной смеси, выходящими из труб боковых экранов и крайних труб конвективного пучка, что было подтверждено специальными исследованиями температуры стенки барабана при различном снижении уровня воды, а также многолетней практикой эксплуатации нескольких тысяч котлов. На верхней образующей верхнего барабана приварены патрубки для установки предохранительных клапанов, главного парового вентиля или задвижки, вентилей для отбора проб пара, отбора пара на собственные нужды (обдувку).

    В водяном пространстве верхнего барабана находится питательная труба, в паровом объеме - сепарационные устройства. В нижнем барабане размещаются перфорированная труба для продувки, устройство для прогрева барабана при растопке (для котлов производительностью от 6,5 т/ч и выше) и штуцер для спуска воды. Для наблюдения за уровнем воды в верхнем барабане устанавливаются два указателя уровня. На переднем днище верхнего барабана установлено два штуцера D=32х3 мм для отбора импульсов уровня воды на автоматику. Экраны и конвективные пучки выполняются из стальных бесшовных труб D=51x2,5 мм. Боковые экраны у всех котлов имеют шаг 80 мм; шаг задних и фронтовых экранов равен 80-130 мм.

    Вес трубной системы котла ДКВр-6,5-13С (ДКВр-6,5-13-250С)*:

    Опускные и пароотводящие трубы привариваются и к коллекторам и к барабанам (или к штуцерам на барабанах). При питании экранов из нижнего барабана для предотвращения попадания в них шлама концы опускных труб выведены в верхнюю часть барабана. Шамотная перегородка, отделяющая камеру догорания от пучка, опирается на чугунную опору, укладываемую но нижний барабан. Чугунная перегородка между первым и вторым газоходами собирается на болтах из отдельных плит с предварительным промазыванием стыков специальной замазкой или с прокладкой асбестового шнура, пропитанного жидким стеклом. Монтаж этой перегородки должен производиться очень тщательно, так как при наличии зазоров может быть перетечка газов из одного газохода в другой помимо пучка труб, что приведет к повышению температуры уходящих газов. В перегородке имеется отверстие для прохода трубы стационарного обдувочного прибора.

    Очистка экранов и пучков может производится через лючки на боковых стенках ручными переносными обдувочными приборами при давлении пара не выше 7-10 кгс/см 2.

    Площадки расположены в местах, необходимых для обслуживания арматуры и гарнитуры котла.

    Основные площадки котлов:
    • боковая площадка для обслуживания водоуказательных приборов;
    • боковая площадка для обслуживания предохранительных клапанов и запорной арматуры на барабане котла;
    • площадка на задней стенке котла для обслуживания доступа в верхний барабан при ремонте котла.
    На боковые площадки ведут лестницы, а на заднюю площадку - вертикальный трап.

    Котлы ДКВр могут выполняться как в легкой так и в тяжелой обмуровке. Материалы, применяемые для обмуровки котлов, и их ориентировочное количество указанны в таблице:

    Материалы для обмуровки котлов ДКВр-6,5-13С (ДКВр-6,5-13-250С)*:

    При установке котлов в тяжелой обмуровке стены выполняются толщиной 510 мм (два кирпича) за исключением задней стены, которая имеет толщину 380 мм (1,5 кирпича). Заднюю стену для уменьшения присосов следует покрывать с наружной стороны слоем штукатурки толщиной 20 мм. Тяжелая обмуровка состоит в основном из красного кирпича. Из шамотного кирпича выкладываются обращенные в топку стены толщиной 125 мм на экранированных участках и часть стен в области первого газохода конвективного пучка.

    Подготовка котла ДКВр к работе
      Перед растопкой котла необходимо тщательно проверить:
    • запас воды в деаэраторе. исправность питательных насосов и наличие необходимого давления в питательной линии, электропитания щитов автоматики и исполнительных механизмов;
    • исправность топки и газоходов, отсутствие в них посторонних предметов. После осмотра газоходов лючки и лазы плотно закрыть. Подготовку к растопке топливных устройств производить по инструкции предприятия-изготовителя топок:
    • целостность защитной обмуровки барабанов, наличие и толщину асбестового полотна у взрывных предохранительных устройств;
    • правильность положения и отсутствие заеданий обдувочной трубы, которая должна свободно и легко поворачиваться за маховик. Сопла должны быть установлены так, чтобы оси их были симметричны по отношению к зазору между рядами конвективных труб, расположение которых проверяется просвечиванием через лючки в боковых стенах обмуровки;
    • исправность контрольно-измерительных приборов, арматуры, питательных устройств, дымососов и вентиляторов .

    После проверки исправности арматуры убедиться, что продувочные вентили котла, экранов, выносных циклонов (у котлов с двухступенчатым испарением) и экономайзера плотно закрыты, а продувочный вентиль пароперегревателя (при его наличии) на коллекторе перегретого пара - открыт, сливные вентили экономайзера и котла закрыты, манометры котла и экономайзера в рабочем положении, т. е. трубки манометров соединены трехходовыми кранами со средой в барабане и экономайзере, водоуказательные стекла включены, паровые и водяные вентили (краны) открыты, а продувочные - закрыты. Главный парозапорный вентиль и вентиль пара на собственные нужды закрыты, воздушники экономайзера открыты. Для выпуска воздуха из котла открывать вентиль отбора проб пара на барабане и у охладителя проб.

    Заполнение котла водой с температурой не ниже +5 0 C производить до низшей отметки водоуказательного стекла. Во время наполнения котла проверять плотность люков, соединений фланцев, плотность арматуры. При появлении течей в люках или фланцах подтянуть их, если течь не устранена, приостановить питание котла, слить воду и сменить прокладки. После подъема воды до нижней отметки водоуказательного стекла питание котла прекратить н проверить: держится ли уровень воды в стекле. Если он опускается нужно выявить причину, устранить ее, после чего снова подпитать котел до низшего уровня.

    Если уровень воды в котле поднимается при закрытом питательном вентиле, что указывает на его пропуск, необходимо перекрыть предыдущий по ходу вентиль. При значительном пропуске питательного вентиля необходимо до пуска котла заменить его на исправный. Проверить включением исправность основного и аварийного освещения, газооборудования котла и запально-защитного устройства, мазутного хозяйства, правильность сборки форсунок горелок.

    Температура мазута перед форсункой должна быть в пределах 110-130 0 С. Если котел пускается после ремонта, при котором открывались барабаны котла, то перед закрытием их убедиться в отсутствии грязи, ржавчины, накипи и посторонних предметов. Перед установкой новых прокладок тщательно очистить плоскости примыкания от остатков стары» прокладок; прокладки и болты при сборке смазать смесью графитового порошка с маслом во избежание пригорания. После осмотра котел промыть, заполняя его водой и спуская из него воду (расход воды и длительность промывки зависят от степени загрязненности котла).

    Растопка котла

    Растопку котла производить только при наличии распоряжения, записанного в сменном журнале начальником (заведующим) котельной или замещающим его лицом. В распоряжении должны быть указаны продолжительность заполнения котла водой и ее температура. Растопку котлов, работающих на твердом топливе, желательно вести на естественной тяге. Подача воздуха при этом производится через дверки фронтовой стенки за счет разряжения в топке. Растопка котлов, сжигающих мазут и газ, должна производится при работающих дымососе и дутьевом вентиляторе, которые включаются при закрытых направляющих аппаратах. Затем приоткрыть направляющие аппараты. Провентилировать топку в течение 5-10 мин. После окончания вентиляции закрыть направляющий аппарат дутьевого вентилятора.

    Данные котлы позволяют производить быструю растопку. Общая продолжительность растопки котла, находящегося в холодном состоянии, составляет около трех часов. При этом растопка и прогрев котла до начала подъема давления должны составлять не менее 1,5 часов. Процесс растопки и уход за топкой следует производить в соответствии с инструкцией по обследованию топочного устройства. При появлении пара процессе растопки, через открытый вентиль у охладителя отбора проб, после вытеснения воздуха из верхнего барабана котла, необходимо закрыть вентиль паропровода отбора проб на барабане котла. С этого момента необходимо внимательно следить за показанием манометра и уровнем воды в водоуказательных стеклах и при давлении пара 0,05-0,1 МПа (0,5-1,0 кгс/см 2 ) по манометру произвести продувку водоуказательных стекол и сифонной трубки манометра.

    При продувке водоуказательных стекол.
    • открыть продувочный вентиль - продувается стекло паром и водой;
    • закрыть водяной кран - стекло продувается паром;
    • открыть водяной кран, закрыть паровой - продувается водяная труба;
    • открыть паровой кран и закрыть продувочный. Вода в стекле должно быстро подняться и на отметке уровня воды в котле слегка колебаться. Если уровень повышается медленно, необходимо повторно продуть водяной кран.

    С начала растопки для равномерного прогрева необходимо периодически продувать нижний барабан. Продувка котла и последующая подпитка, произведет также замену воды в экономайзере. Необходимо следить за температурой воды, не допуская ее закипания в экономайзере. У котлов с пароперегревателями с начала растопки необходимо открыть продувочный вентиль пароперегревателя, который закрывается после подключения котла к паропроводу котельной. Следить за ростом давления в котле, регулируя его количеством подаваемого топлива и воздуха в соответствии с режимной картой котла. Если во время остановки производилось вскрытие люков и фланцевых соединений, то при повышении давления в котле до 0,3 МПа (3 кгс/см 2 ) следует подтянуть гайки болтов соответствующих соединений. При большом давлении пара подтягивание гаек и лазов категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Подтягивание разрешается производить только нормальным гаечным ключом в присутствии лица, ответственного по котельной. Производить обдувку поверхностей нагрева во время растопки котла воспрещается.

    Включение котла в работу Включение котла в работу производится в соответствии с требованиями производственной инструкции. Перед включением котла в работу необходимо произвести:
    • проверку исправности действия предохранительных клапанов, водоуказательных приборов, манометров и питательных устройств;
    • проверку показаний сниженных указателей уровня по указателям уровня прямого действия;
    • проверку и включение автоматики безопасности и аппаратуры автоматического управления;
    • продувку котла.
    При подъеме давления до 0,7-0,8 МПа (7-8 кгс/см 2 ) для котлов с рабочим давлением 1,3 МПа (13 кгс/см 2 ) необходимо произвести прогрев главного паропровода от котла до сборного коллектора, для чего:
    • полностью открыть дренажный вентиль в конце паропровода сборного коллектора и обвод конденсатоотводчика;
    • медленно приоткрыть главный парозапорный вентиль на котле;
    • по мере прогревания паропровода постепенно увеличивать величину открытия главного паро-запорного вентиля на котле; к концу прогрева главного паропровода парозапорный вентиль на котле должен быть полностью открыт.

    При прогреве следить за исправностью паропровода, компенсаторов, опор и подвесок, а также за равномерным перемещением паропровода. При возникновении вибрации или резких ударов приостановить прогрев до устранения дефектов. При включении котла в находящийся в работе паропровод давление в котле должно быть равно или несколько ниже (не более 0,05 МПа (0,5 кгс./см2)) давления в паропроводе. По мере повышения нагрузки котла продувка пароперегревателя уменьшается.

    Остановка котла

    Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки, должна производиться только по получении письменного распоряжения администрации.

    При остановке котла необходимо:
    • поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего положения;
    • прекратить подачу топлива в топку;
    • продуть водоуказательные стекла;
    • отключить ввод фосфатов, прекратить непрерывную продувку;
    • отключить котел от паропроводов после полного прекращения горения в топке и прекращения отбора пара, а при наличии пароперегревателя - открыть продувку.
    Если после отключения котла от паропровода давление в котле повышается, следует усилить продувку котла пароперегревателя, разрешается также произвести продувку котла и наполнение его водой. При остановке котла, работающего на твердом топливе, следует:
    • частично прикрыв шиберы тяги и дутья, дожечь остатки топлива на решетке. Запрещается засыпать горящее топливо свежим или заливать его водой.
    • включить вентилятор и прикрыть шибер за котлом;
    • очистить топку и бункеры;
    • выключить дымосос, закрыть дымовой шибер, топочные и поддувальные дверцы (при механической топке полностью прекратить тягу после охлаждения решетки).

    При остановке котла, работающего на газе, прекратить подачу газа, а затем - воздуха; после отключения всех горелок газопровод котла должен быть отключен от общей магистрали, продувочная свеча на отводе открыта, а топка, газоходы и воздуховоды провентилированы. При останове котла работающего на мазуте, закрыть подачу мазута, прекратить подачу пара или воздуха к форсунке (при паровом или воздушном распиливании); выключение отдельных форсунок производить последовательно, уменьшая дутье и тягу. После этого провентилировать топку и газоходы.

    После прекращения подачи топлива необходимо продуть водоуказательные стекла, отключить ввод фосфатов и прекратить непрерывную продувку, отключив котел от главной паровой магистрали и магистрали собственных нужд, необходимо его подпитать до высшего уровня по стеклу, а затем подачу в него воды прекратить. В дальнейшем по мере падения уровня, периодически подпитывать котел. Наблюдение за уровнем воды в барабане должно производиться все время, пока в котле имеется давление. Охлаждение котла вести медленно за счет естественного остывания: дверки, гляделки, лазы держать закрытыми. В случае остановки котла для ремонта через 3-4 часа можно открыть дверки и лазы газоходов и шибер за котлом. Машинист (кочегар) может уйти от котла лишь при снижении давления в нем до нуля, убедившись, что в течение 0,5 часа давление не поднимается (за счет тепла, аккумулированного обмуровкой).

    Запрещается спускать воду из котла без распоряжения лица, ответственного за котельную. Спуск воды производить лишь после падения давления до нуля, снижения температуры воды до 70-80 0 С и остывания кладки. Спуск вести медленно и при поднятом предохранительном клапане. Перед постановкой котла на консервацию сухим способом все внутренние поверхности необходимо тщательно очистить от отложений. Котел надежно отключить от всех трубопроводов заглушками. Сушку внутренних поверхностей котла проводить пропуском через него горячего воздуха. При этом открыть дренажный вентиль на коллекторе перегретого пара (для удаления оставшейся в нем воды) и предохранительный клапан на барабане (для удаления водяных паров).

    Аварийная остановка котла ДКВр

    Обслуживающий персонал обязан в аварийных случаях немедленно остановить котел и сообщить об этом начальнику (заведующему) котельной или лицу, его заменяющему в случаях, предусмотренных Правилами (причины аварийной остановки котла должны быть обязательна записаны в сменном журнале).

    Котел должен быть немедленно остановлен в следующих случаях:
    • при разрыве экранных или конвективных труб;
    • при отказе от действия всех питательных устройств;
    • при выходе из строя всех водоуказательных приборов;
    • при отказе от действия предохранительных клапанов;
    • при повреждении паропровода или парового клапана на нем;
    • при порче манометра и невозможности его замены;
    • при упуске воды из водоуказательного стекла, т.е. отсутствии в нем уровня;
    • при перепитке котла водой, если уровень воды поднялся выше верхней кромки водоуказательного стекла;
    • если давление в котле поднимается выше нормального и продолжает расти, несмотря на уменьшение тяги и дутья и усиленное питание котла;
    • при трещине в обмуровке, угрожающей обвалом;
    • при горении уноса или сажи в газоходах;
    • если в работе котла замечены непонятные явления (шум, удары, стук);
    • при непосредственной угрозе котлу от пожара в помещении;
    • при взрывах в топочной камере или газоходах;
    • при повреждении газопроводов или газовой арматуры;
    • при прекращении подачи электроэнергии.

    Остановка котла производится быстро: прекращается подача топлива и воздуха в топку и удаляется жар из топки (при твердом топливе). Когда работа топки прекращена, необходимо немного открыть продувку пароперегревателя и отключить котел от паровой магистрали. Поддерживать небольшое разряжение в топке до охлаждения кладки.

    При аварийной остановке котла необходимо:
    • прекратить подачу топлива и воздуха, резко ослабить тягу;
    • как можно быстрее удалить горящее топливо из топки; в исключительных случаях, при невозможности сделать это, горящее топливо залить водой;
    • после прекращения горения в топке открыть на некоторое время дымовую заслонку;
    • отключить котел от главного паропровода;
    • выпускать пар через приподнятые предохранительные клапаны, кроме случаев перепитки котла или прекращения действия всех питательных приборов.

    В случае остановки котла после упуска воды подпитка котла водой категорически запрещается.

    При понижении уровня воды в котле ниже нижнего указателя и нормальном давлении в котле и питательной линии необходимо:
    • продуть водоуказательные стекла и убедиться в правильности их показаний;
    • проверить исправность работы питательного насоса и в случае его неисправности включить резервный питательный насос;
    • закрыть вентиль непрерывной продувки и проверить плотность всех продувочных вентилей котла;
    • проверить отсутствие течи в швах, трубах, люках.

    При повышении уровня воды в котле выше верхнего указателя и нормальном давлении в котле и питательной линии продуть водоуказательные стекла и убедиться в правильности их показаний; выявить причину повышения уровня и устранить ее.

    Если уровень воды, несмотря на принятые меры, продолжает подниматься, то необходимо:
    • прекратить питание;
    • осторожно открыть продувочные вентили нижнего барабана, следить за уровнем воды и после его снижения закрыть продувочные вентили;
    • открыть дренаж пароперегревателя и главного паропровода.
    Если уровень воды ушел за верхнюю кромку водоуказательного стекла, то следует:
    • прекратить подачу топлива, остановить вентиляторы и дымосос (прикрыть шибер за котлом);
    • продуть котел, следить за появлением уровня в стекле.

    При появлении уровня в стекле прекратить продувку, включить подачу топлива, дымосос и вентилятор; выяснить причину перепитки котла и записать в журнал.

    При вскипании (вспенивании) воды в котле. что обнаруживается резкими колебаниями уровня или подъемом уровня выше верхней кромки водоуказательного стекла с одновременным резким снижением температуры перегретого пара, необходимо:
    • прекратить подачу топлива, остановить вентилятор и дымосос (прикрыть шибер за котлом);
    • открыть продувку котла и дренаж пароперегревателя паропровода;
    • прекратить ввод фосфатов и других химреагентов, если он в это время производился;
    • отобрать пробы котловой воды и далее действовать по указанию старшего по смене.
    Вскипание воды может происходить:
    • при резком увеличении расхода пара и снижении давления в котле;
    • повышении солесодержания или щелочности котловой воды;
    • подаче в котел химреагентов в большом количестве.
    Вскипание может сопровождаться «бросками» воды и пены в паропровод и пароперегреватель, парением арматуры, гидравлическими ударами и пробиванием прокладок во фланцах. При разрыве конвективных или экранных труб может быть обнаружен по следующим явлениям:
    • шум вытекающей пароводяной смеси в топке и газоходах;
    • выброс пламени или тазов через топочные отверстия (дверцы, лючки, гляделки);
    • снижение уровня в водоуказательном стекле;
    • падение давления в котле.
    При разрыве конвективной или экранной трубы. сопровождаемом понижением уровня в водоуказательном стекле:
    • прекратить подачу топлива, остановить вентиляторы;
    • если уровень в водоуказательных стеклах остается видимым, то пустить резервный питательный насос, выключить автомат питания и перейти на ручное регулирование; если уровень воды уйдет за нижнюю кромку водоуказательного стекла, питание прекратить;
    • закрыть парозапорные вентили на котле и главном паропроводе и открыть дренажный вентиль главного паропровода;
    • дымосос остановить после того, как основное количество пара выйдет из котла.
    При повреждении труб пароперегревателя наблюдается:
    • шум выходящего из трубы пара в области газохода пароперегревателя;
    • выбивание через неплотности в обмуровке газов и пара.

    При повреждении труб пароперегревателя остановить котел для ремонта.

    При повреждении обмуровки.
    • выпадают кирпичи;
    • нагреваются обшивка и каркас котла или топки;
    • увеличивается присос воздуха из-за неплотностей в обмуровке.
    Если повреждения обмуровки вызывает нагрев средней балки опорной рамы у котлов ДКВр-2,5; 4 и 6,5 и силового каркаса у котлов ДКВр-10; 20, то котел следует остановить.

    При остановке котла из-за загорания сажи или уноса топлива в экономайзере, пароперегревателе или газоходах немедленно прекратить подачу топлива и воздуха в топку, прекратить тягу, остановить дымососы и вентиляторы и полностью перекрыть воздушные и газовые заслонки. Если возможно, заполнить газоход паром и после прекращения горения провентилировать топку. В случае возникновения в котельной пожара, персонал должен немедленно вызвать пожарную охрану и принять все меры к тушению его, не прекращая наблюдения за котлом. Если пожар угрожает котлам и невозможно потушить его быстро, остановить котлы в аварийном порядке, усиленно питая их водой и выпуская пар в атмосферу (вне помещения).

    Транспортирование котла ДКВр

    Поставка котлов ДКВр производится в собранном виде транспортабельным блоком на опорной раме без обмуровки и обшивки или «россыпью». При поставке котлов «россыпью» упаковка мелких узлов и деталей производится в ящик, а более крупные собираются в отдельные пакеты или связки. Котлы могут перевозится железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Транспортирование по железной дороге осуществляется на открытых платформах. Для перевозки котлов по автодороге используются трейлеры соответствующей грузоподъемности, имеющие необходимые условия для надежного крепления блоков. Для строповки и такелажа на блоке котла имеются специальные грузовые скобы. Строповка за другие части котла СТРОГО ЗАПРЕЩЕНА.