Руководства, Инструкции, Бланки

сипр фгос для умственно отсталых образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1027 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Специальная индивидуальная программа развития учащегося с умеренной умственной отсталостью

Специальная индивидуальная программа развития учащегося с умеренной умственной отсталостью

на начало учебного года

Люба находится на домашнем обучении с 1 сентября 2013 года.

Семья неполная, состоит из 4-х человек. Семья проживает в частном доме. Мама – домохозяйка. Отец – с семьей не проживает и материальной помощи не оказывает. В воспитании детей участия не принимает. У Любы есть младшие брат и сестра четырех и двух лет. Мама заботливо и доброжелательно относится к дочери, заинтересована в успешном развитии ребенка.

По заключению ПМПК у Любы умеренная умственная отсталость, ДЦП, нарушение зрения, косоглазие, плоско-вальгусная установка стоп, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Девочка легко переносит длительные физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями. Передвигается самостоятельно, ходит по лестнице с опорой на перила. Люба испытывает потребность в сенсорных ощущениях: ощупывает разные по фактуре поверхности, стремится к получению ощущений от соприкосновения с разными по вязкости материалами. Наблюдается гиперсензитивность на громкие, резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками).

Девочка реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами.

Эмоциональное состояние девочки устойчивое, спокойное. В свободное время стремится уединиться, садится на корточки, отворачивается от окружающих, закрывает голову руками. В ситуации шума, крика девочка отказывается от выполнения какой-либо деятельности. Люба с большим желанием и стремлением выполняет просьбы взрослого.

Девочка с удовольствием участвует в совместной деятельности с детьми и взрослыми. Иногда выступает инициатором общения. Иногда проявляет внимание и заботу по отношению к другим детям. Люба реагирует на изменение интонации голоса, запрет: «отговаривается», используя ту же интонацию, что и взрослый. Учебное поведение частично сформировано: поддерживает правильную позу на занятиях, слушает учителя, выполняет знакомые речевые инструкции учителя. Умеет выполнять действия по подражанию и образцу. Соотнесение предмета с названием представляет трудность, при этом соотносит знакомые предметы одежды с пиктограммами. Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам. Группирует предметы по цвету, форме, величине с ошибками. Составляет картинку из 2-х частей по образцу. "Почтовый ящик» собирает путем подбора. Трудность представляет выполнение графических работ карандашом и кистью (неправильное удержание инструмента, слабый нажим). Люба одинаково неловко работает как правой, так и левой рукой. Ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания частично сформированы. Люба ест ложкой, пьет из кружки. Одевается и раздевается самостоятельно, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии. В туалет ходит самостоятельно. Умеет пользоваться туалетной бумагой. Любит тщательно мыть руки, лицо.

Ребенок относится к 3 группе. Требуется контроль и частичная эпизодическая помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

3. Математические представления.

на конец учебного года

Люба находится на домашнем обучении с 1 сентября 2013 года.

Семья неполная, состоит из 4-х человек. Семья проживает в частном доме. Мама – домохозяйка. Отец – с семьей не проживает и материальной помощи не оказывает. В воспитании детей участия не принимает. У Любы есть младшие брат и сестра четырех и двух лет. Мама заботливо и доброжелательно относится к дочери, заинтересована в успешном развитии ребенка.

По заключению ПМПК у Любы умеренная умственная отсталость, ДЦП, плоско-вальгусная установка стоп, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи.

Девочка легко переносит длительные физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями. Передвигается самостоятельно, ходит по лестнице с опорой на перила. Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (опускает голову, закрывает глаза, прикрывает уши руками). У девочки нарушено зрение, сходящееся косоглазие, носит очки.

Эмоциональное состояние девочки устойчивое, спокойное. В ситуации шума, крика в классе девочка отказывается от выполнения предлагаемой деятельности.

Девочка реагирует на имя, понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Выполняет знакомые речевые инструкции, понимает естественные жесты. Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам.

Люба с удовольствием участвует в совместной деятельности с детьми и взрослыми. Иногда выступает инициатором общения. Люба реагирует на изменение интонации голоса, запрет: «отговаривается», используя ту же интонацию, что и взрослый.

Люба с удовольствием играет с куклой, выполняет следующие игровые действия: кормит, переодевает, моет, укладывает спать. Она без труда находит одинаковые картинки, накладывает их друг на друга. Также Люба училась играть в «Домино». Трудность представляет соединение двух деталей игры. Люба принимала участие в подвижных играх в спортивном зале, правила игр понимала.

Учебное поведение частично сформировано: поддерживает правильную позу на занятиях, слушает учителя, выполняет знакомые речевые инструкции учителя. Умеет выполнять действия по образцу.

Люба группирует предметы по цвету, форме, величине без ошибок. Научилась различать множества (один, много, пусто). Картинку из 3-х частей составляет с помощью взрослого. Различает предметы по величине (большой, маленький), геометрические фигуры (круг, треугольник, овал ,квадрат) по названию. Трудность представляет соотнесение объемных форм с графическим изображением. При выполнении графических работ наблюдается слабый нажим карандаша, перекладывание карандаша из одной руки в другую при выполнении задания. Ведущая рука – правая.

Девочка узнает и различает диких животных (заяц, лиса, медведь, волк), домашних животных (кот, корова, собака, свинья, лошадь), овощи (огурец, помидор, лук, картофель, капуста, морковь)), фрукты (яблоко, груша, банан, лимон, апельсин). Знает и показывает на себе части тела и лица. Узнает и различает предметы одежды, обуви, посуды, учебные принадлежности и бытовую технику, названия предметов мебели (стол, стул

Навыки самообслуживания частично сформированы. Люба ест ложкой, вилкой, пьет из кружки. Жесткие кусочки пищи пережевывает. Одевается и раздевается самостоятельно. Требуется помощь при застегивании молнии. В туалет ходит самостоятельно. Любит тщательно мыть руки, лицо, полоскать рот. Умеет чистить зубы.

Трудность представляет работа с пластилином: разминание, катание шариков. Удерживает инструменты правильно, но действия неточные, неловкие.

С удовольствием выполняет бытовые поручения: моет посуду, пользуется пылесосом, присматривает за младшими братом и сестрой.

Ребенок относится к 3 группе. Требуется контроль и частичная эпизодическая помощь.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.

2. Изобразительная деятельность.

6.3. Нравственное развитие

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);

Умение выражать свои желания, делая выбор;

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

6.4. Формирование экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;

Безопасное поведение в окружающей среде.

6.5.Внеурочная деятельность.

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, концерте

Люба присутствовала на линейке, праздничном завтраке, с интересом смотрела праздничный концерт

«Мама, папа, я – спортивная семья»

участие в спортивных эстафетах

Люба отсутствовала на мероприятии

подготовка к мероприятию: изготовление заготовок для мастер-класса по ИЗО;

участие в мастер-классах

Люба принимала участие в подготовке к «Школе мастеров» (делала отпечатки рук для образцов работ). С удовольствием участвовала в других мастер-классах: выезжала на мастер-класс по работе с куклами в кукольный театр, с удовольствием посетила концерты, подготовленные учениками. Любе понравилась прическа, которую ей сделали студенты учебной парикмахерской.

подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток;

участие в новогоднем празднике

Люба принимала участие в изготовлении украшений (выкалывала шилом детали для мобила, наклеивала вату), наряжала дома елку, участвовала в оформлении окон. На новогоднем празднике отсутствовала.

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии

Люба познакомилась с атрибутами праздника, принимала участие в работе станций (изготавливала поделки, участвовала в приготовлении блинов).

подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление холла

Люба принимала участие в изготовлении украшений для елки (выкалывала детали для мобила, украшала ветку), участвовала в оформлении стен своей комнаты.

игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры в сенсорной комнате, подвижные игры в спортивном зале

Люба с удовольствием играла с куклами (кормила, переодевала, мыла куклу, укладывала спать). Девочка научилась соблюдать правила игры «Лото». Она без труда находила одинаковые картинки, накладывала их друг на друга. Также Люба училась играть в «Домино». Трудность представляло соединение двух деталей игры. Люба принимала участие в подвижных играх в спортивном зале, трудность представляет понимание правил игры.

Прогулки на улице

игры с мячом, парашютом, в сенсорном саду, подвижные игры, экскурсия в лес, парк

В рамках предмета природа и человек девочка

ходила на экскурсию в лес, сенсорный сад, наблюдала за сезонными изменениями.

присутствие на богослужении

Люба посещала храм на пасхальной неделе, принимала участие в крестном ходе, причастии. Присутствовала на поздравлениях с праздниками (Рождества, Пасхи) священнослужителями православной церкви.

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель, учитель-логопед, учитель физкультуры, учитель музыки, воспитатель.

8. Программа сотрудничества с семьей.

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

индивидуальные консультации родителей по темам:

«Развитие двигательной активности ребенка », «Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков».

в течение года регулярно проводились консультации по запросу родителей и инициативе учителей

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

участие родителей в разработке СИПР

посещение родителями уроков/занятий;

консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

Марина К. принимала участие в разработке и обсуждении СИПР

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

информирование электронными средствами;

личные встречи, беседы;

ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.

Обмен информации о ребенке осуществлялся посредством информирования электронными средствами, записями в дневнике, беседами по телефону.

организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

«1 сентября – День Знаний»

«Мама, папа, Я – спортивная семья»

«Последний учебный день»

Не присутствовали на празднике «Мама, папа, Я – спортивная семья», новогоднем празднике, пасхальном богослужении

9. Перечень необходимых технических средств и

Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор)

Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

«Нумикон», «Колорама», конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели.

Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.

Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

сипр фгос для умственно отсталых образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Все для учителя

    Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 варианта представляет программу сотрудничества с семьей обучающегося. В данном контексте отражаются задачи для обеспечения конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка

    Файзуллина Гульназ Маратовна

    учитель начальных классов

    Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Аннотация: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 варианта представляет программу сотрудничества с семьей обучающегося. В данном контексте отражаются задачи для обеспечения конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.

    Ключевые слова: умеренная, тяжёлая, глубокая умственная отсталость, ТМНР (тяжёлые и множественные нарушения развития), ФГОС (Федеральный Государственный образовательный стандарт), АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа).

    Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. [2]

    В ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ, а также других документах указывается на то, что родители имеют преимущественное право и обязанность представлять интересы своих детей и защищать их от возможных нарушений. Таким образом, родители имеют приоритет перед всеми другими физическими или юридическими лицами при решении проблем организации жизни их ребенка, в том числе и в области обучения. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ) обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию учащихся, рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательных отношений в отдельно взятом классе. В соответствии с ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители должны стать активными участниками образовательной деятельности: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках, принимать участие в разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). [1]

    В соответствии с требованиями ФГОС и АООП (2 вариант) одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа АООП (2вариант) предусматривает разработку «Программы сотрудничества с семьёй обучающегося». Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий: [1]

    1. Задача: психологическая помощь семьи, выстраивается на основе результатов психологической диагностики семьи, в ходе которой выявляются причины, препятствующие адекватной поддержке развития ребенка, нарушающие гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность. В целях психологической поддержки, по желанию родителей организуются психокоррекционные группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.

    -встречи родительского клуба,

    1. Задача: педагогическое просвещение родителей через повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Помощь детям с выраженным нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, ас ним .

    Воспитание ребенка в семье носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о болезни ребенка. Поэтому не только детям с ОВЗ необходима помощь, но и их родителям.

    Ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Игротерапия детско-родительских отношений, которая позволяет родителям лучше понять своего ребенка, увидеть себя со стороны, почувствовать эффективность своего отношения к ребенку. Обучение родителей различным формам общения со своим ребенком, продуктивная реорганизация средств общения с умеренно умственно отсталым ребенком. Развитие контроля у родителей за своим общением с ребенком, за своими эмоциями и их внешними проявлениями. Разъяснение необходимости сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром, способствуя таким образом, как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества через формирование у здоровых его членов правильного отношения к больному ребенку, сочувствия окружающих и желания оказывать ему помощь. Разъяснение необходимости постоянного повторения ребенком, изученного материала не только в школе, но и дома – закрепление учебных знаний и навыков. [3]

    -индивидуальные консультации со специалистами,

    1. Задача: убеждение родителей в необходимости участия в разработке и реализации СИПР в интересах ребёнка. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность сторон и предусматривается, в частности, обязательство родителей выполнять рекомендации специалистов по воспитанию и обучению ребенка в условиях дома. А также в необходимости разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

    Родители имеют право знакомиться также с учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Наряду со сказанным, родители имеют право влиять на выбор части учебных предметов и характер внеурочной деятельности. Для этого в марте-апреле необходимо провести анкетирование родителей по выбору курсов внеурочной деятельности.

    СИПР предусматривает мониторинг результатов обучения, который проводится не реже одного раза в полугодие. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

    Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. В ходе диалога обсуждаются вопросы о возможном изменении медикаментозного лечения, о проведении медицинского обследования, об изменении подходов психолого-педагогической работы с ребенком, о введении индивидуального графика посещения ребёнком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

    Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

    -договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией,

    -участие в разработке и реализации СИПР.

    1. Задача: Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации. Строить взаимоотношения с родителями педагог начинает с изучения микроклимата каждой семьи. Для этого анализируется имеющаяся документация, проводятся индивидуальные беседы с учащимися, родителями, близкими родственниками. Классный руководитель посещает семью, наблюдает за учеником в учебной, трудовой и игровой деятельности. Консультации с врачом-психиатром, логопедом, психологом помогают учителю понять особенности семьи и ребенка. Вся информация заносится в «Дневник наблюдений» обучающегося, который ведется с 1 по 12 класс и через который можно хорошо проследить динамику развития ребенка.

    Учитывая заинтересованность родителей детей с ОВЗ процессом и результатом обучения их детей, помимо традиционных форм взаимодействия школы и родителей, какими являются родительские собрания, индивидуальные консультации родителей педагогами и специалистами образовательного учреждения, школами родителей и пр. особое внимание стоит обратить на организацию родительского мониторинга образовательной деятельности. Для этого целесообразно систематически проводить открытые занятия для родителей.

    Урок – наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как складываются его взаимоотношения с детьми, как дети общаются со сверстниками и какие при этом возникают затруднения.

    Урок – практическое участие знакомит с уровнем развития современной образовательной деятельности, приучает детей, родителей и учителя к совместной деятельности. Во время такого урока родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему совместно с детьми, они ощущают себя задействованными в образовательной деятельности и как бы возвращаются в детство, снова вспоминая, как трудно бывает учиться. Предлагая родителям первоклассников взять авторучку в левую руку и сделать любую запись, учитель тем самым напоминает им, как нелегко детям овладеть навыком письма.
    Урок – соревнование между детьми и родителями – особая форма урока, которую нужно тщательно продумывать. Не каждый родитель готов уронить свой авторитет в глазах собственного ребенка. [3]

    -посещение родителями уроков, занятий,

    -ведение дневника наблюдений,

    -консультирование по предметной деятельности и др.

    1. Задача: обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения. Для реализации специальной индивидуальной программы развития, обмена информацией о ребёнке, о его состоянии необходимы регулярные контакты родителей и специалистов в течение всего учебного года- это может быть общение по телефону, интернет: сетевой город образование, группы в интернет сообществах, дневник обучающегося, дневник наблюдения за обучающимся, сайт образовательного учреждения.

    На информационных стендах в школе и на сайте школы необходимо вывешивать актуальную информацию о культурной и образовательной жизни в школе, поздравлять победителей, именинников и пр. помещать благодарности детям и родителям, принимающим участие в школьной жизни.

    -информирование электронными средствами,

    -личные беседы, встречи,

    -просмотр и обсуждение видеозаписей с ребёнком,

    -проведение открытых уроков.

    1. Задача: организация участия родителей во внеурочных мероприятиях. Главная ее цель – наладить отношения полного взаимопонимания с родителями, сделать их союзниками в деле воспитания учащихся. На первых встречах с родителями педагог постоянно нацеливает их на то, что нужно сообща делать одно дело. Очень важно присутствие взрослых на классных мероприятиях. Чтобы правильно воспитывать, родители должны видеть своего ребёнка в различных ситуациях, наблюдать за ним, как он общается с другими детьми, учить его адекватно оценивать свои силы.

    В работе с родителями полезно использовать интерактивные методы: привлекать родителей в качестве экспертов, членов жюри во внеклассные мероприятия, конструировать образовательные и культурно-массовые мероприятия с учетом опыта и профессиональных возможностей родителей [5] (знакомство с профессиями, посещение учреждений, рассказ о новых сферах деятельности. Мастер-классы и пр.). Особое значение имеют общешкольные, тематические выставки работ учащихся. Чем более будет открыта школа, чем большее количество детей и родителей будет вовлечено в освещаемую деятельность, тем больший положительный отклик может быть получен от этой работы. Проведение совместных экскурсий по родному краю для формирования у детей адекватного представления об опасности и безопасности, которые дают знания об окружающем мире, учат ориентироваться в незнакомом месте.

    -привлечение родителей к планированию мероприятий,

    -анонсы запланированных мероприятий,

    -поощрение активных родителей.

    1. Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    1. Сборник материалов «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» Всероссийская научно-практическая конференция - г. Киров, 2014
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Методическая разработка ( класс) на тему: СИПР

    Методическая разработка ( класс) на тему:
    СИПР

    Вспомните, пожалуйста, что означает аббревиатура слова АООП.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа.

    - Что такое СИОП? ( расшифровывают аббревиатуру)

    В настоящее время СИОП заменена на специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

    Выберите правильную расшифровку аббревиатуры? ( 3)

    -В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

    - Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

    Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»

    -Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно НОДА ( нарушения опорно-двигательного аппарата) и тяжелые и множественные нарушения развития.

    Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.

    При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.

    Найти пункты структуры СИПР.

    В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИОП включает:

    общие сведения о ребёнке;

    характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

    индивидуальный учебный план;

    содержание образования в условиях организации и семьи;

    организация реализации потребности в уходе и присмотре;

    перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

    перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.

    Рассмотрим более подробно структуру СИПР.

    I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.

    III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

    IV. Содержание образования СИОП включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

    V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

    VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

    VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи

    VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

    IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

    Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

    Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.

    Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.

    Комплектация классов (ступеней) обучающихся

    В образовательной организации, реализующей АООП вариант D создаются классы с 0 (пропедевтического) по 11. Вновь принятые обучающиеся зачисляются в 0 (пропедевтический) класс, в котором осуществляется психолого-педагогическое обследование ребенка, составление и реализация СИОП. Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся.

    Наполняемость класса для обучающихся по варианту D АООП не превышает 5 человек.

    С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разновозрастных ступеней обучения:

    первая ступень – от 7 до 9 лет (0 – 2 классы);

    вторая ступень – от 10 до 12 лет (3 – 5 классы);

    третья ступень – от 13 до 15 лет (6 – 8 классы);

    четвертая ступень – от 16 до 18 лет (9 – 11 классы)

    При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести:

    1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

    2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;

    3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;

    4) дети с сенсорными нарушениями в сочетании с нарушениями интеллекта в форме умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, но без выраженных нарушений поведения или ОДА.

    Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, во-первых, позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.

    Уроки (занятия) проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и недельным расписанием класса (ступени). Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе содержания СИПР обучающихся класса (ступени).

    Форма проведения уроков и занятий может быть индивидуальная или групповая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации. Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальных занятий со специалистом, с постепенным дозированным включением ребенка в групповую работу класса. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающихся к работе в группе время пребывания ребенка в образовательной организации вообще и в классе (на ступени) в частности увеличивается.

    Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами, предусмотренными штатным расписанием организации и включенными в СИПР. В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (2 – 4 человека). Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР, и готовности обучающихся к освоению содержания учебного предмета. Проведение индивидуальных занятий в классе предпочтительно для обучающихся с ТМНР, не готовых к освоению учебного материала в условиях группового обучения. Кроме того, индивидуальные занятия с обучающимися проводятся учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.

    Уроки / занятия, проводимые учителем и другими специалистами, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса. Учет проведенных индивидуальных/групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале класса (ступени).

    Выбор методик и средств обучения

    Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и целей обучения, зафиксированных СИПР и АООП.

    Методологической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, принципа развивающего обучения, предполагающего учёт зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностной концепции обучения и личностно-ориентированного подхода к ребенку.

    В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы. В частности, метод базальной стимуляции – А. Фрёлих (Basale Stimulation); методики альтернативной (поддерживающей) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии и программы MOVE – развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities via ого-педагогическая работа с ребенком проводитсяEducation); программы TEACCH – лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г. Мессибов (T reatment and E ducation of A utistic and C ommunication related handicapped Ch ildren); программы ABA – прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analyses), эмоционально-уровнего подхода – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, игрокоррекции – Л.Б. Баряева и др. Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и целей обучения, зафиксированных СИОП и АООП. Оценка результатов освоения СИОП и перевод в следующий класс (год обучения)

    Н а двери висит замок.

    Кто его открыть бы смог?(быстрое соединение пальцев в замок)

    Потянули. (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

    Покрутили. (выполняются волнообразные движения кистями рук)

    Постучали …( пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошкой друг об дружку)

    И открыли! (пальцы расцепились).

    Кинезиология - наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Детям можно предложить следующие упражнения.

    1. «Кулак-ладонь»- обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно.
    2. «Оладушки»- правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.
    3. «Кулак-ребро-ладонь»- три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

    Таким образом, используя на своих уроках, эти несложные приемы, учитель может не только дать возможность отдохнуть ребенку на уроке, но и помочь преодолеть трудности, связанные с его обучением.

    Работа психолого-медико-педагогического консилиума

    Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).

    Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с эпилепсией, ДЦП, РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатр, невропатолог, ортопед и нейропсихолог). В ходе диалога обсуждаются вопросы о возможном изменении медикаментозного лечения, о проведении медицинского обследования, об изменении подходов психолого-педагогической работы с ребенком, о введении индивидуального графика посещения ребёнком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

    Создание и действие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.42) не предусмотрено

    Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

    В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

    Оценка результатов освоения СИПР и перевод в следующий класс (год обучения)

    Для мониторинга педагогического процесса два раза в год в СИОП отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИОП. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

    В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИОП на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

    Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

    Организация внеурочной деятельности

    Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов,

    склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). организации их свободного времени.

    К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-

    нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.

    Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной

    деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

    При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

    Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их

    выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки,

    секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры

    -конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры

    (сюжетно-ролевые, деловые и т.п), туристические походы и т. д.

    О чем этот мультфильм? (о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты

    Социальная интеграция детей с ОВЗ - целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовке к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.

    Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС является формирование социальной компетентности. Без получения метакомпетенций ( умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с ОВЗ не будет готов к реальной жизни.

    Недавно по всей стране прошел Самый большой урок в мире, на котором обсуждали проблему инклюзивного образования, отношения к таким детям. клип песни «Не молчи» Д.Билана. Хочу вам предложить рекомендации по формированию инклюзивной культуры.

    Роль учителя в инклюзивном образовании велика. Необходимо воспользоваться формулой трех «П»: признание, понимание и принятие.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    АООПАдаптированная основная образовательная программа

    Слайд 2
    СИОП
    Специальная индивидуальная образовательная программа

    Слайд 3
    СИПР
    1.специальная индивидуальная программа ребят2. специфическая индивидуализированная программа развития3. специальная индивидуальная программа развития

    Слайд 4
    В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?
    АООП может реализоваться для нескольких обучающихся, СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

    Слайд 5
    Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?
    Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР.Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата) и тяжелые и множественные нарушения развития.

    Слайд 6
    СИПР на основе АООП
    Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.

    Слайд 7
    При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания.СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год).

    Слайд 8
    Найти пункты структуры СИПР
    Пояснительная записка;Общие сведения о ребёнке; Характеристика с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; Учебный план;Индивидуальный учебный план; Содержание образования в условиях организации и семьи; Организация реализации потребности в уходе и присмотре; Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации программыПрограммы отдельных учебных предметов;Программа коррекционной работы;Программа духовно-нравственного развития;Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;Программа внеурочной деятельности;Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; Планируемые результаты освоения программы обучающимися с ОВЗ;Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыСистема условий реализации программыСредства мониторинга и оценки динамики обучения.

    Слайд 9
    Найти пункты структуры СИПР
    2,3,4,6,7,8,9,16,20

    Слайд 10
    Содержание СИПР
    Общие сведения о ребёнке; Характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы, и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; Индивидуальный учебный план; Содержание образования в условиях организации и семьи; Организация реализации потребности в уходе и присмотре;Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации программы;Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;Основные технические средства и дидактические материалы; Средства мониторинга (оценки) динамики обучения. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее упражнения и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

    Слайд 11
    Реализация образовательных областей в обучении детей с умственной отсталостью (примерный учебный план)
    Области
    Дисциплины
    Язык и речевая практика
    1. Русский язык 2. Чтение 3. Устная речь
    Математика
    1. Математика
    Естествознание
    Окружающий мир (мир природы и человека) Природоведение (5,6 класс)3. Биология (только живая природа 7, 8. 9 кл.) 4. География
    Человек и общество.
    Мир истории (6 класс)История Отечества (7-12 кл.)3. Основы социальной жизни4. Обществоведение (10, 11, 12 кл)5. Этика. (с 7 кл.)
    Искусство
    Музыка (по 5 кл.) Изобразительное искусство (по 5 кл)
    Физическая культура
    1. Физическая культура (все годы по 3 часа)
    Технология
    1. Трудовое обучение (мл. классы)2. Профильная трудовая подготовка (ст. классы)

    Слайд 12
    Необучаемых детей нет
    Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.

    Слайд 13
    Комплектация классов (ступеней)
    Комплектация классов происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся. первая ступень – от 7 до 9 лет (0 – 2 классы); вторая ступень – от 10 до 12 лет (3 – 5 классы); третья ступень – от 13 до 15 лет (6 – 8 классы); четвертая ступень – от 16 до 18 лет (9 – 11 классы) В каждом классе ( ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести.

    Слайд 14
    Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней
    позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу.позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности

    Слайд 15
    Организация уроков (занятий)

    Слайд 16
    Индивидуальные занятия с обучающимися проводятся учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.

    Слайд 17
    Методики и средства обучения

    Слайд 18
    Кинезиология
    наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

    Слайд 19
    «Кулак-ладонь»
    обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Повторять смену позиций. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно.

    Слайд 20
    «Оладушки»
    правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.

    Слайд 21
    Работа психолого-медико-педагогического консилиума
    По итогам работы ПМПК составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПК проводятся не реже 1 раза в четверть.Создание и действие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.42) не предусмотрено.

    Слайд 22
    Оценка результатов освоения СИПР и перевод в следующий класс (год обучения)
    2 раза в год педагогический мониторинг.Оценивается уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПРВ конце учебного года составляется характеристика на каждого учащегосяНаправляется информационное письмо родителямПеревод обучающегося в следующий класс осуществляется по возрасту

    Слайд 23
    Организация внеурочной деятельности
    Основные направления внеурочной деятельности коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное

    Слайд 24
    Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ из различных организаций.

    Слайд 25
    Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни.Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество.

    Слайд 26
    мультфильм.exe

    Слайд 27
    Социальная интеграция обучающихся с нарушениями развития
    целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий этих детей, при их активном участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате чего происходит включение детей во все социальные системы, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества, подготовке к полноценной взрослой жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия их личности.