Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Тезисный План

Рейтинг: 4.9/5.0 (140 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: Памятка - quot; Как составить тезисный план - quot

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме:
Памятка "Как составить тезисный план"
Предварительный просмотр:

Как составить тезисный план текста?

Тезис – кратко сформулированное положение, в котором заключена основаная мысль текста. Тезис повествует о том, о чем пойдет речь в тексте.
Составить тезисный план – значит выделить основные тезисы текста. Можно выделить тезис всего текста, а потом разделить его на подтезисы.

Уровень сложности: Несложно

Итак, начнем составлять план определенного текста. Прочитайте весь текст и запишите его основную мысль – что именно хотел передать текстом его автор. Сформулируйте тезис как можно короче, в то же время точно и полно. Избегайте уточнения в тезисе мелких подробностей, ваша задача только передать суть.
После того, как тезис записан, перечитайте текст еще раз и проверьте, соответствует ли составленная вами формулировка главной мысли текста, нет ли недочетов. По возможности еще сократите тезис.

После этого начинаем выделять подпункты, или подтезисы главного тезиса.
Очень удобно работать с текстом, разделенном на абзацы. Обычно абзац несет в себе какую-то определенную мысль, предложение, выделенное автором в абзац может служить для уточнения его мысли и создания определенной окраски.
Прочитайте каждый абзац и сформулируйте его тезис. Может быть так, что в абзаце выделяется несколько тезисов. Тогда выделите главный и оставьте свободное место, чтобы потом добавить пункты. Не стремитесь сразу проработать все мелочи.
Абзацы, которые автор использует для уточнения своей мысли или для создания особой выразительной окраски у текста, нужно объединить с другими абзацами, выделять выразительность в отдельный тезис нет необходимости.

Теперь осталось только проработать каждый из абзацев еще раз, чтобы выделить подпункты.
Необходимость выделения подпунктов в каждом абзаце зависит от того, какой вам нужен план – подробный или просто краткий. Поступайте с этим пунктом на собственное усмотрение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок комбинированного типа. Презентация включает пояснение к работе с карточками (географическое лото) и обяснение нового материала.

Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького

Материал содержит перечень тем сочинений с подробными планами к некоторым из них.

Методические указания для студентов по составлению плана, хронологической таблицы, формулированию определения.

Тезисный план-конспект урока литературы в 7 классе

Тезисный план-конспект урока литературы в 7 классе по теме "Свинцовые мерзости жизни по повести А.М. Горького "Детство"".

В помощь учащимся памятка по сотавлению простого, сложного, вопросного, опорного планов.

Как составить бизнес-план

Задание можно давать в рамках изучения темы "Виды и формы бизнеса".

Тезисный план к сочинению "Чацкий - победитель или побеждённый?"

Тезисный план - это руководство к написанию сочинения для учащихся 9 класса.

образец тезисный план:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    План текста

    План текста.
    • Прочитай текст.
    • Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
    • Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
    • Таким образом, поработай над другими частями.
    • Запиши заголовки к каждой части (план).
    • Проверь себя:
    • прочитай план;
    • просмотри текст;
    • убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
    • Вопросный
    • Назывной
    • Тезисный
    • План – опорная схема
    • Комбинированный

    Как правильно составить каждый из них?

    Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

    Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
    Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
    Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали. обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

    План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
    При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

    • Кого поймали в море?
    • О чем плакала пойманная черепаха?
    • Почему черепаха плакала на самом деле?

    План записывают в виде тезисов*.

    *Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

    Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

    • В море поймали черепаху.
    • Пойманная черепаха все время плачет.
    • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

    План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

    • Пойманная черепаха.
    • Черепашьи слезы.
    • Настоящая причина слёз черепахи.

    Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

    Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

    Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

    • Кого поймали в море?
    • Пойманная черепаха все время плачет.
    • Настоящая причина слёз черепахи.

    Тезисный план: как правильно оформлять, какие приемы использовать, и что в нём писать

    Тезисный план: как правильно оформлять, какие приемы использовать, и что в нём писать

    Тезисный план - это, если выражаться по-научному, форма записи, которая помогает лучше справиться с написанием доклада, реферата, статьи или любого другого авторского труда. Он помогает не только сконцентрироваться на выполнении работы, но и хранит в себе основные идеи, которые многие авторы забывают, если они не зафиксированы на бумаге, и судорожно стараются их потом вспомнить.

    Главное - это формулировка

    Абсолютно не важно, что нужно написать - докторскую диссертацию или же маленькое эссе, тезисный план будет, скорее всего, самой сложной частью в отношении формулировки. Дело в том, что именно он должен целиком и полностью раскрывать суть написанного и его цель. Если не будет тезисов, то все аргументы, приведённые автором, могут показаться неинтересными, неубедительными, слабыми и вообще неуместными.

    Это действительно очень важная часть. Так что тезисы необходимо грамотно формулировать. К вышеуказанным утверждениям можно добавить ещё кое-что. Тезисный план - это некая карта, которая концентрирует внимание слушателя на определенной теме и заставляет его следить за ходом развития мысли. Если говорить более простым языком, то тезисы - это как будто ответ на вопрос читателей или слушателей, звучащий как "в чём суть".

    Основные принципы составления тезисов

    Итак, в чем заключается главное их назначение, понятно. Теперь следует более подробно поговорить о том, что такое тезисный план. Как составить его правильно? Первым делом необходимо помнить об основных принципах написания подобных работ. Так, тезисный план должен содержать в себе конкретные утверждения. И это ни в коем случае не должны быть сухие факты. Они будут уже в самой статье. Тезисы должны интриговать и отстаивать определенную идею, объясняя слушателю или читателю, что именно задумано обсудить или доказать. К тому же тезисный план статьи должен быть дискуссионным. Будет хорошо, если он вызовет ответную реакцию, а ещё лучше - споры. Можно сказать, что это своего рода разогрев перед основной частью, анонс. Человек настроится на тему, будет знать, о чём пойдёт речь, и подготовится к восприятию информации.

    Специфика стилистики

    Ещё следует поговорить о том, каким с точки зрения стилистики должен быть тезисный план. Пример может это объяснить наглядно. Скажем, такой: "Хемингуэй внёс очень весомые изменения в литературу - откровенный тон и упрощенный стиль письма стали нормой". Что можно здесь увидеть? Есть интрига, зато нет научного скучного тона, а сама фраза "цепляет". После такого тезиса практически любому человеку, интересующемуся литературой, захочется узнать, о чем автор пишет дальше.

    И в таком духе необходимо оформлять весь тезисный план. Пример, рассмотренный выше - самый обычный. Однако стилистику надо соблюдать: она должна быть в меру специфичной и острой. Конечно, равняться на публицистику не обязательно (хотя здесь всё зависит от тематики и публики, для которой пишется статья или речь), но тезисный план должен как минимум интересно и интригующе звучать.

    Авторское слово

    Автор диссертации или статьи должен использовать такие фразы, которые могли бы убедить его публику в правдивости высказываний. Для этого необходим богатый словарный запас. Публика должна по тезисному плану понять, что автор статьи знает, о чём говорит, рассуждает и в чём старается убедить остальных.

    И, конечно же, самое главное условие, которое необходимо соблюдать, - это краткость. Всем известно, что она - сестра таланта, а в данном случае в особенности. Тезисный план статьи не должен быть загружен сложными фразами и тем более "водой". Одного-двух предложений на каждый тезис - вполне достаточно. Кратко, ёмко и по делу - вот три кита, на которых и держится принцип построения плана.

    Тематика

    Если у автора есть возможность выбрать тему, на которую необходимо написать статью или диссертацию, то нужно остановиться на той, которая ему интересна. По сути, это логично, всегда стоит так делать. Ведь только ту тему, которая является актуальной для самого автора (в первую очередь), он сможет грамотно и интересно подать. Но многие делают ошибку, выбирая более простую, чтобы не особо задумываться над текстом, или сложную - дабы порадовать научного руководителя или босса. Однако необходимо писать о том, к чему есть интерес. Это самый первый шаг.

    Даже если автор - первоклассный эксперт в выбранной теме, её надо будет изучить ещё более подробно. Это нужно для нахождения специфических особенностей, которые смогут стать неплохой опорой для приводимых аргументов. Кстати, тезисный план лучше начинать с вопроса. Это отличный ход - так получается сконцентрировать внимание публики, привлечь ее, заставить начать думать, анализировать, вспоминать.

    И, конечно же, надо придерживаться структуры. Необходимо помнить, что это план. И оформлять его соответственно. А для подробного изложения мыслей будет отведено место в статье.

    МБОУ - Лицей №101

    Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее запоминается. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации. И наконец, чередование чтения и записи уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

    Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.

    Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.

    Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.

    Как составлять простой план.

    1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

    2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

    4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

    Как составлять сложный план .

    1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

    2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

    3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

    4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

    Образец сложного плана сочинения, посвященного Бабе Яге, взятый из пародии Марка Розовского.

    I.Вступление.Историческая обстановка в те еще годы.

    II. Главная часть. Показ Бабы Яги – яркой представительницы темных сил.Черты Бабы Яги.

    б) связь с народом,

    в) вера в будущее.

    г) костяная нога.

    Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как. сколько. когда. почему… и т. д. но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).

    Цитата- это дословная передача чужого высказывания.

    Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.

    В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

    Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

    1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.

    2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.

    3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.

    Обратите внимание! Тезисный план не всегда совпадает с границами абзаца, он может включать несколько абзацев в одном пункте. Это зависит от важности смыслового содержания абзаца.

    1. 1.Правописание в русском языке осуществляется соответственно трем принципам: морфемному, фонетическому, традиционному.
    2. Морфемный принцип правописания –ведущий принцип русской орфографии. Согласно этому принципу каждая морфема сохраняет единое написание независимо от произношения .

    Тезис формулирует, ЧТО нужно сказать.

    План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

    1.Логико-смысловой анализ текста:

    А)членение на законченные смысловые части;

    Б).определение ключевых мыслей или понятий каждой части;

    В)определение главной мысли текста;

    Г)определение логико-смысловых отношений между ключевыми мыслями.

    2. Словесно-графическое оформление схемы:

    Б) изображение ключевых мыслей или понятий в виде смысловых точек;

    В) изображение связей между точками с помощью соединительных линий.

    Как составить план к тексту? «Грамота

    Письмовник Стили и жанры

    Как составить план к тексту?

    Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

    Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема.

    Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как. Сколько. Когда. Почему. и т. д. но не Есть ли. Пришел ли. и т. п.).

    Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).

    Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

    Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

    План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

    Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

    План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

    Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

    Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

    Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

    Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

    План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

    Тезисный план - пример выполнения

    Тезисный план — пример выполнения
    1. Что такое тезисный план
    2. Для чего нужен тезисный план
    3. Как составляют тезисный план
    Что такое тезисный план

    Тезисный план — это план для написания текста с записыванием некоторых тезисов. Тексты, для каких бы целей они не писались, несут определенную смысловую нагрузку. Каждый последующий абзац логично связан с предыдущим. Грамотное написание текста предусматривает его структурирование, облегчающее чтение и восприятие аудиторией, для которой он предназначен.

    Само понятие поясняет, что план текста составляется не отдельными словами, а тезисами, основными мыслями, на которых строится абзац или часть статьи, выделенная структурой (подзаголовком или другим обозначением). Лаконичные фразы, формулирующие основную мысль каждой законченной части текста, которые записываются в сжатой форме последовательно пункт за пунктом, называются тезисным планом.

    Для чего нужен тезисный план

    Тезисный план используется, в основном, школьниками или студентами, которым надо делать доклад по предмету, защите реферата или курсовой. Наглядные пособия, но только облаченные в фразы, благодаря которым ваш ребенок или ученик усвоит и запомнит свою статью, написанный текст, что потом надо будет пересказывать. Можно где-нибудь посмотреть другой текст, где составлен тезисный план примеры помогут понять, как правильно его сделать.

    Либо это будет своеобразная подсказка для тех, кому предназначается и для кого написан данный текст. Иными словами, это упорядочение информации, изложенной в тексте, необходимое для дальнейшего ее изложения.

    Как составляют тезисный план

    Приступать к составлению тезисных планов надо с вдумчивого прочтения материала. Иногда может потребоваться несколько прочтений. После того, как поняли материал, задайте себе в уме вопрос «Что автор выражает этим текстом?».

    Только определив основную мысль, следует начинать работу над тезисами. Вам надо выяснить логические разбивки текста, которые написаны автором для подведения читателя к итоговому заключению. Иными словами, к основной идее, которую вы уже выяснили и осознали.

    Мысленно структурируйте текст, соотнося выявленные идеи с последовательностью текста. Если текст еще черновой или в электронном виде, вы можете помечать структурные части, записывая отдельные мысли и располагая их в удобном месте поля, соотносить с соответствующими абзацами или предложениями.

    Эти мысли и будут являться основой тезисов. Положите перед собой написанный черновой тезисный план текста пример составления, которого вами уже определен и продуман, перечитайте его и каждую мысль проверьте на наличие «мусора». Избавьтесь от художественных элементов, оставляя только основные факты, без которых мысль может потеряться или изменить смысл абзаца. После этого можно переходить к составлению тезисного плана, записав его в таком порядке, в каком находятся соответствующие абзацы авторского текста.

    Тезисный конспект правила составления

    / тезисный конспект правила составления

    ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала.Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:

    1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения.
    В них – ключевые слова.

    2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.

    3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.

    Если в тексте автор приводит какие-то конкретные примеры (жизненные истории и т.д.) их не надо переписывать, а можно помечать следующим образом:

    Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название. если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)

    Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)

    … Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие "личностный рост", которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.

    В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь - когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…

    Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.

    ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

    ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:

    Аналогичная идея ам. психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).

    По Мадди есть 2 пути р-я.

    1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.

    2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

    Ч-к сам выбирает способ жизни

    Тезисный план пример - Наш выбор

    Тезисный план пример

    Методические материалы Делопроизводство на русском языке Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста По материалам сайта Как составить план к тексту? Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли например: Как. Тезисный план - план из тезисов глагольного строя например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника например, учебника, научной статьи или монографии. Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Назывной план - план из тезисов номинативного строя например: Использование животными и птицами неслышимых звуков. План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач. Что такое развернутый и сжатый план текста? План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям. Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли. Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение выводы - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов. План свернутого сжатого содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением. Принципы рубрикации текста Рубрикация - это: 1 членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой; 2 использование заголовков, нумерации и т. В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования. Простейшей рубрикой является абзац отступ вправо в начале первой строки каждой части текста ; абзац указывает на переход от одной мысли или темы к. Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста. Наиболее употребимы две системы нумерации. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов. При таком подходе система обозначения строится по нисходящей: А. При этом соблюдается следующий порядок: а порядковые номера частей указываются словами часть первая ; б номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита например: раздел А ; в номера глав - римскими цифрами глава I ; г номера параграфов - арабскими цифрами § 1. Общие положения Раздел Язык и речь Глава Говоря о языке мы подразумеваем: 1. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях. При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей - из двух цифр, третья ступень деления текста - из трех цифр. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф. Важное замечание: в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Речь; строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1 новое и старое; 2 старое и новое. Третье важное средство рубрикации текста - использование заголовков и подзаголовков. Заглавие - это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок - это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа. Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

    Другие новости по теме: