Руководства, Инструкции, Бланки

приложения к учетной политике образцы

Рейтинг: 4.0/5.0 (625 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Регистры бухучета в учетной политике

Если в учетной политике на 2013 г. в пункте о регистрах бухгалтерского учета указать формулировку "Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых определены в типовой версии программы 1С: Бухгалтерия 8.0. - этого будет достаточно и не будет ли нарушением, их не перечисление в отдельном приложении к учетной политике? Скачайте формы по теме

Вы можете указать в учетной политике для целей бухучета, что ваша организация ведет бухучет с помощью компьютерной программы 1С: Бухгалтерия 8.0. и использует формы регистров, которые предусмотрены в этой программе. Можно привести их перечень.

Главное проверьте, чтобы во всех регистрах бухучета были обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 10 Закона № 402-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» и в статье журнала «Главбух», которую Вы можете найти в закладке «Журнал».

1.Рекомендация:Как составить учетную политику для целей бухучета

Состав учетной политики

Учетная политика должна включать в себя:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов ;
  • регистры бухгалтерского учета; *
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота. технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Пример формирования учетной политики для целей бухучета*

ЗАО «Альфа» было создано в декабре 2012 года. Организация занимается оказанием информационных услуг и не является малым предприятием. Главный бухгалтер сформировал учетную политику организации для целей бухучета, которая была утверждена приказом руководителя.

Сергей Разгулин. заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация:Как организовать документооборот в бухгалтерии

Данные, содержащиеся в первичных документах, отражаются в бухгалтерских регистрах. Регистры бухучета представляют собой перечни операций в хронологическом порядке, сгруппированные по счетам бухучета (например, ведомости, отчеты в табличной форме).

Формы регистров утверждает руководитель организации. Обязательными реквизитами регистра бухучета являются: *

  • наименование регистра;
  • наименование организации (экономического субъекта), составившей регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухучета ;
  • единица измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, и их подписи с расшифровкой.

Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью .

При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой).

Такие правила установлены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. *

Сергей Разгулин. заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Статья:Какие записи вам понадобится сделать в учетной политике, чтобы перестроить бухучет на новый лад

Закрепите формы регистров бухучета

Формы регистров бухучета (это, например, ведомости, журналы-ордера) также утверждает руководитель. Но здесь все гораздо проще. Напишите в учетной политике, что ваша компания ведет бухучет с помощью такой-то компьютерной программы. И использует формы регистров, которые предусмотрены в этой программе (5). Можно привести их перечень. Либо распечатать регистры в качестве приложения к учетной политике. *

Если в первичке и регистрах бухучета не будет всех обязательных реквизитов, налоговики вправе оштрафовать компанию как минимум на 10 000 руб.

Только проверьте, чтобы во всех регистрах бухучета были обязательные реквизиты. Их список есть в пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. * Подробнее о том, как с этого года должны выглядеть такие документы, читайте в статье«Какими теперь должны быть ваши регистры бухучета» .

Обратите внимание, что если в регистрах, равно как и в первичке, не будет нужных реквизитов, налоговики могут оштрафовать компанию не менее чем на 10 000 руб. Это установлено в статье 120 Налогового кодекса РФ.

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 3, ФЕВРАЛЬ 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

приложения к учетной политике образцы:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Скачать образец бесплатно

    Скачать образец бесплатно. Приложение к учетной политике для целей бухучета (фрагмент). Формы бухгалтерских регистров


    Учетная политика для целей бухучета разработана в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

    Элементы и принципы учетной политики:

    1. Бухучет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.
    Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    2. Бухучет ведется автоматизировано c использованием рабочего Плана счетов согласно пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

    3. Учет хозяйственных операций, активов и обязательств ведется обособленно по:
    – целевым поступлениям;
    – доходам от хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
    Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

    4. Обособленные подразделения не создаются.

    5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные
    формы первичной учетной документации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти РФ. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, приведен в приложении к настоящей учетной политике.
    Основание: часть 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам,
    перечисленным в приложении 2.
    Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
    7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухучета, перечень и форма, которых установлены в приложении к настоящей учетной политике.
    Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
    8. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.
    Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

    9. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухучета. При этом основные средства инвентаризируются раз в три года.
    Основание: часть 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункты 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
    10. Основным источником финансирования ТСЖ служат целевые поступления на содержание товарищества и ведение уставной деятельности. К целевым поступлениям относятся вступительные взносы, членские взносы и ассигнования из бюджета. Целевые средства могут поступать как на расчетный счет, так и в кассу ТСЖ. При этом остаток наличных денежных средств в кассе на конец дня не должен превышать установленного председателем правления лимита.
    Основание: пункты 1.2–1.4, 6.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.
    11. Суммы превышения целевых поступлений над расходами, как и суммы превышения расходов над целевыми поступлениями засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды. Указанные суммы на финансовые результаты деятельности ТСЖ не относятся и на счете 99 «Прибыли и убытки» не учитываются.
    Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).
    12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации и для управленческих нужд. При этом должны одновременно соблюдаться условия:
    • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;
    • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
    • стоимость объекта превышает 40 000 руб.
    Основание: пункты 3–5 ПБУ 6/01.
    13. Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
    Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1
    января 2002 г. № 1.

    14. Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью менее 40 000 руб. списываются на затраты по мере их передачи в эксплуатацию.
    Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

    15. Затраты на текущий и капитальный ремонт основных средств включаются в расходы организации отчетного периода.
    Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.
    16. Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный номер материального запаса.
    Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

    17. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
    Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункт 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

    18. При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по средней себестоимости.
    Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

    19. Расходы на содержание административного аппарата организации и прочие расходы административно-хозяйственного назначения учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются ежемесячно за счет средств целевого финансирования.
    Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункт 9 ПБУ 10/99.

    20. Выручка от предпринимательской деятельности отражается в учете записями по кредиту счета 90 «Продажи».
    Основание: пункты 5 и 12 ПБУ 9/99, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по
    его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).
    21. ПБУ 18/02 не применяется.
    Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.
    23. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 3. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), – 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.
    Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

    24. График документооборота утверждается приказом председателя правления. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.
    Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н.

    25. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является квартал. В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств.
    Основание: часть 4 статьи 13, части 2 и 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункты 48 и 49 ПБУ 4/99, информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.
    26. Для составления годовой бухгалтерской отчетности применяются формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах согласно приложению 1, форма отчета о целевом использовании средств согласно приложению 2 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
    Основание: часть 1 статьи 13, часть 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012, пункты 1 и 2 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

    28 Сентября 2016

    Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

    Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

    Спор между компанией и налоговиками начался после того, как у ООО была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по НДС за II квартал 2014 года, после которой инспекторы выписали штрафы на сумму 7,8 млн руб. (ст. 122 НК РФ). ООО обратилось в арбитражный суд с требованием признать это решение налоговиков недействительным в связи с наличием смягчающих обстоятельств, а именно тяжелого финансового положения ООО.

    27 Сентября 2016

    Законодатели обратили внимание на то, что в Российской Федерации остается значительной суммарная задолженность по заработной плате. Например, по данным Крымстата на 20.07.2016 такая задолженность по предприятиям Республики Крым составила 116,3 млн руб. С целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей в части оплаты труда принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 272‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».

    В условиях кризиса индексация заработной платы порой становится непосильной ношей для работодателей. Тем не менее индексация зарплаты в связи с инфляцией является обязанностью работодателя, а не его правом. В этом единодушны и Роструд, и Конституционный Суд РФ.

    Семинары

    Учетная политика учреждения на 2016 год и приложения к ней

    Учетная политика учреждения на 2017 год и приложения к ней

    При изменении законодательства учетную политику надо скорректировать. В этом году было немало важных новаций от Минфина России. Внесены поправки и в Бюджетный кодекс РФ. Самое время проверить, все ли учтено в главном стандарте, которым руководствуется ваша бухгалтерия.

    Учетная политика для целей бухгалтерского и бюджетного учета

    Под учетной политикой учреждения для целей бухгалтерского учета понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов финансово-хозяйственной деятельности. Кроме способов ведения бухгалтерского учета следует определить (в тех случаях, когда это допускается Налоговым кодексом РФ) способы исчисления налоговой базы и расчета каждого конкретного налога.

    Ответственность

    Если у учреждения нет учетной политики, штрафа за это нет. Но при проверке налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют:

    • учреждение – на 200 руб.;
    • руководителя – на 300–500 руб.

    Это следует из статьи 126 Налогового кодекса РФ и статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

    Кто разрабатывает учетную политику

    Когда у учреждения своя бухгалтерия, то она обязана вести бухучет и разрабатывать бухгалтерские локальные акты. Если же отдельной бухгалтерии нет, то заключите договор бухгалтерских услуг со сторонней организацией. В учреждениях госсектора такие организации – это централизованные бухгалтерии.
    Данный вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Учет ведет само учреждение

    Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. Утверждает учетную политику руководитель учреждения (ч. 1 и 3 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
    Приказ об утверждении учетной политики составьте в произвольной форме.
    Принятую учетную политику применяйте последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Учет ведет централизованная бухгалтерия или другая организация

    Если бухучет учреждения передан централизованной бухгалтерии, то она разрабатывает для него учетную политику. Это условие включено в условия договора об оказании услуг бухгалтерией. Такой вывод следует из части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункта 5 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Но утверждает учетную политику руководитель учреждения, так как он отвечает за ведение бухучета (ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Когда бухпроводки закрепить в учетной политике

    Бухгалтерские проводки для учреждений установлены инструкциями № 162н, № 174н, № 183н, прописывать их в учетной политике не нужно. Если же бухпроводок в инструкциях нет, согласуйте их с учредителем или финорганом. Добавьте согласованные проводки в учетную политику учреждения, чтобы обосновать бухгалтерскую операцию.

    Показатели учетной политики

    В учетной политике учреждения для целей бухгалтерского учета утверждаются (п. 6 Инструкции № 157н):

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учетов;
    • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
    • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
    • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
    • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, регистров и иных документов бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные абзацем 2 пункта 7 Инструкции № 157н;
    • порядок организации и обеспечения (осуществления) учреждением внутреннего финансового контроля;
    • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

    Учреждение формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им полномочий.

    Рекомендация: в учетной политике следует отражать только те способы (методы) ведения учета (бухгалтерского или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет учреждению право выбора или оно самостоятельно в их определении.

    Внесение изменений в учетную политику

    Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Вносить изменения в учетную политику можно только в случае:

    • изменения законодательства;
    • изменения нормативных актов органов, которые регулируют бухгалтерский учет;
    • разработки учреждением новых способов ведения бухучета;
    • существенного изменения условий деятельности учреждения (что чаще всего связано с реорганизацией или значительным изменением объемов деятельности).

    Обратите внимание: утверждение правил учета новой (не возникавшей ранее в учреждении) хозяйственной операции не является изменением учетной политики.

    Составить учетную политику на 2016 год и приложения к ней поможет наш сервис.

    Сколько хранить учетную политику

    Документы учетной политики храните в учреждении не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 14 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

    Образцы приложений к учетной политике на 2016 год Учетная политика для целей налогового учета

    Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения. Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор закрепляют в учетной политике для целей налогообложения и утверждают приказом руководителя учреждения. Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.
    Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).
    Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.
    Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.
    Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания учреждения и до его ликвидации. Либо до тех пор, пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.

    Что указать про налог на прибыль

    Основная часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета для расчета налога на прибыль (ст. 313 НК РФ). Этот раздел должен содержать:

    • элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
    • самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на учреждение;
    • обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющее его использовать).

    В частности, в этом разделе нужно определить:

    • порядок признания доходов и расходов (кассовый метод, метод начисления);
    • состав и порядок начисления резервов;
    • способ начисления амортизации по основным средствам;
    • условия применения амортизационной премии;
    • способ оценки материалов при отпуске в производство;
    • перечень прямых расходов;
    • порядок перечисления авансового платежа;
    • порядок формирования регистров налогового учета.

    Перечень вариантов налогового учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, приведен в таблице. Также предусмотрите порядок раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (целевых поступлений) (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).

    Какие правила, связанные с НДС, отразить

    В разделе учетной политики об НДС нужно, в частности, определить:

    • порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;
    • порядок ведения раздельного учета входного НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставки на экспорт;
    • особенности нумерации счетов-фактур (например, если учреждение реализует товары (работы, услуги, имущественные права) через обособленные подразделения).
    • Ситуация: можно ли не закреплять в учетной политике для целей налогообложения методику ведения раздельного учета по НДС. Учреждение осуществляет деятельность, облагаемую и не облагаемую НДС
    Как внести изменения

    Изменения в учетную политику можно внести в двух случаях:

    • вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
    • меняется законодательство о налогах и сборах.

    Для этого нужно:

    • подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
    • определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
    • проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы учреждение должно применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
    • утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

    Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.
    В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

    • при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
    • при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

    Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.
    В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетной политике также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

    Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.
    Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитываются в прежнем порядке.

    Например, с нового года учреждение исключило из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные учреждением до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены. Такой порядок следует из положений статьи 319 и абзаца 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336.
    Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений.

    Например, с нового года учреждение изменило способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда учреждение получило кредиты или займы, по которым начисляются проценты. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191.
    Кроме того, в отношении некоторых методов, применяемых для расчета налога на прибыль, установлена минимальная периодичность внесения изменений в учетную политику. Так, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

    • оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);
    • формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

    Пример внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Уточнения внесены в связи со сменой учреждением метода налогового учета стоимости товаров

    Как дополнить учетную политику

    Дополнения в учетную политику нужно внести, если у учреждения появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций (абз. 7 ст. 313 НК РФ). Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором учреждение начнет вести новую деятельность (или получит лицензию на осуществление нового вида деятельности) (письма Минфина России от 14 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/240, от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136).

    Куда сдавать

    В Налоговом кодексе такая обязанность не прописана. Однако без учетной политики невозможно проконтролировать правильность расчета налогов. Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317, УФНС России по г. Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754). Форма требования приведена в приложении 15 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса вы обязаны представить инспекторам копию приказа об утверждении учетной политики (п. 12 ст. 89, п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
    Если проигнорировать требование инспекторов, то учреждение могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также по заявлению налоговой инспекции суд может применить к ответственным сотрудникам учреждения (например, к его руководителю) меры административной ответственности. Размер штрафа составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
    В рамках камеральной проверки перечень требуемых документов ограничен. Налоговая инспекция может запросить учетную политику только при камеральной проверке:

    • налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);
    • вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ).

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

    Примерный образец приказа об учетной политике организации с приложениями

    Примерный образец приказа об учетной политике организации с приложениями.

    «ОБ У Ч Е Т Н О Й П О Л И Т И К Е н а 2 0 14г.»

    г. Воронеж 31.12.2013

    1. Утвердить учетную политику организации в виде следующих Положений, являющихся неотъемлемой частью настоящего Приказа:

    Положение № 1. «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год».

    Положение № 2. «Об учетной политике для целей налогового учета на 2014год».

    2. Отражение фактов хозяйственной деятельности производить с использованием принципа временной определенности, который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

    3. Бухгалтерский учет в 2014 году вести с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.

    4. Использовать в работе первичные учетные документы, которые представлены в альбомах унифицированных форм первичной документации, разработанных Госкомстатом РФ.

    5. Ответственность за организацию работ по ведению учета, хранения и выдачи трудовых книжек и исполнительных листов возложить на директора.

    6. Предусмотреть внесение изменений в учетную политику за 2011год в случае внесения изменений в законодательство РФ.

    11. Предусмотреть возможность внесения уточнений в учетную политику организации на 2011 год в связи с появлением хозяйственных операций, отражение которых в бухгалтерском и налоговом учете предусмотрено несколькими методами, выбор которых возложен законодательством на организацию.

    Директор ООО «Березка» __________________/Петров Ю.И. /

    Положение № 1. "Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014год"

    Об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год по организации ООО «Березка»

    Организация бухгалтерского учета

    1. Установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов:

    • Федерального Закона РФ от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г. 24 марта 2000 г. 18 сентября 2006 г. 26 марта 2007 г. 25 октября, 24 декабря 2010 г.)
    • Положения по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организаций» ( с изменениями от 1 марта 2009 г. 25 октября, 8 ноября 2010 г. 27 апреля, 18 декабря 2012 г.), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. N 106н;
    • Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. N 94н (в редакции от 18 сентября 2006 г.).
    • Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 года N 66н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций» с изменениями.

    2. Установить, что бухгалтерский учет осуществляется руководителем.

    3. Установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение бухгалтерского учета в 2014 г. с использованием программного обеспечения «1С:Предприятие».

    4. При отражении финансово-хозяйственных операций организации использовать типовой план счетов, утвержденный Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н.

    5. Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах устанавливается приказом по организации.

    Методика ведения бухгалтерского учета в организации

    Раздел 1 Учет основных средств

    Организовать учет наличия и движения основных средств организации в разрезе их видов согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994г. № 359.

    1.1. Установить лимит стоимости объектов основных средств, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 ПБУ 6/01, в размере 40 000 рублей. Объекты основных средств, стоимостью не более 40 000,00 руб. учитывать в составе материально-производственных запасов на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы».

    Объекты основных средств со стоимостью не более установленного лимита за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

    1.2. Стоимость основных средств погашать путем ежемесячного начисления амортизации по ним. В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливать, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

    1.3. Начисление амортизации объектов основных средств производить независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде линейным способом в соответствии с группами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002г. N 1, ежемесячно. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производить в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

    1.4. В случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей объекта основных средств в результате произведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривать срок полезного использования по этому объекту.

    1.5. Если по результатам достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта основных средств принимается решение об увеличении его первоначальной стоимости, то такие затраты увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств.

    1.6. Переоценку основных средств не производить.

    1.7. Затраты на ремонт основных средств учитывать по фактически произведенным затратам.

    Раздел 2 Учет материально-производственных запасов

    Организовать надлежащий учет и оценку материально-производственных запасов. При организации учета руководствоваться ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов.

    2.1. Приобретенные материалы принимать к учету по фактической себестоимости.

    2.2. Установить способ списания материалов по средней себестоимости.

    2.3. Материально-производственные запасы, приобретаемые для реализации и сбыта, а также для собственного потребления, учитываются по фактической себестоимости без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» непосредственно на счете 10 «Материалы».

    Раздел 3 Кассовая дисциплина

    3.1. Оформлять движение денежных средств по кассе унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.1998г. № 88 (в редакции от 03.05.2000г.):

    КО-1 «Приходный кассовый ордер»

    КО-2 «Расходный кассовый ордер»

    КО-4 «Кассовая книга»

    3.2. Обеспечить контроль за расчетами наличными денежными средствами с юридическими лицами не более 100000 руб. по одному договору.

    При этом под хозяйственной сделкой подразумевается один договор, заключенный между юридическими лицами. Данное положение распространяется на один договор, независимо от периода его действия, в том числе на договора, при выполнении которых подписываются дополнительные соглашения о выполнении и оплате их отдельных этапов.

    3.3. Сформировать список сотрудников, которым производится выдача наличных денежных средств на хозяйственные нужды и утвердить его приказом.

    3.4. Деньги под отчет выдаются на основании письменного заявления работника организации. Срок на который выдаются денежные средства на хозяйственные нужды определяется руководителем в зависимости от ситуации и визируется на заявлении сотрудника о выдаче денег под отчет. При возвращении из командировки сотрудники отчитываются в 3-х дневный срок со дня возвращения из командировки, предъявив в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах для произведения окончательного расчета по ним.

    Суточные определяются в размере 700 руб. внутри страны и 2500 руб. для зарубежных командировок. При командировке в Москву и Санкт-Петербург суточные определяются в размере 2000 руб.

    Раздел 4 Порядок учета расходов и формирование себестоимости продукции (работ, услуг).

    4.1. В целях управления затратами и формирования себестоимости продукции организовать синтетический и аналитический учет расходов по обычным видам деятельности. При организации руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации».

    4.2 Все расходы не связанные с осуществлением обычных видов деятельности учитывать в составе прочих расходов на счете 91.02.

    4.3. Общехозяйственные расходы формировать на счете 26 и ежеквартально списывать в дебет счета 20.

    Раздел 5 Учет расходов по кредитам и займам

    5.1 Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

    Раздел 6 Резервы

    6.1. Резерв по сомнительным долгам не создавать.

    6.2 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей не создавать.

    6.3. Резервов на ремонт основных средств не создавать.

    Раздел 7 Учет отдельных видов доходов и расходов

    7.1. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе в периоде. когда они были произведены. Отнести к их числу:

    - расходы по лицензированию;

    - расходы на подписку на периодические печатные издания;

    - общехозяйственные расходы при отсутствии выручки;

    - расходы по использованию лицензий на программное обеспечение;

    Раздел 8 Учет дебиторской задолженности

    8.1. Просроченную дебиторскую задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами, предусмотренными законом или договором, признавать сомнительной.

    Просроченную дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности (три года) переводить из разряда сомнительной в безнадежную и списывать на убытки. Списание производить за счет хозяйственных результатов.

    8.2. Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную не производится.

    Раздел 9. Бухгалтерский учет ведется в электронном виде и при необходимости распечатывается.

    Положение № 2. Об учетной политике для целей налогового учета на 2014 год

    Об учетной политике для целей налогового учета на 2014 год по организации ООО «Березка»

    Раздел 1. Общие положения

    Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

    Система налогового учета организуется, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в настоящем Положении по учетной политике для целей налогообложения, и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

    Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

    Настоящее Положение определяет следующие требования к ведению налогового учета:

    1.1. Установить организацию, форму и способы ведения налогового учета на основании действующих нормативных документов:

    Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая); Законы о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

    1.2. Установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение налогового учета в 2014г. с использованием программного обеспечения «1С: Предприятие».

    Раздел 2. Налог на добавленную стоимость

    2.1 Нумерация счетов фактур осуществляется в соответствии с датами подписания или переподписания актов выполненных работ и может иметь нарушенный порядок; внутри года не допускается иметь пропущенные номера.

    Раздел 3. Налог на прибыль

    3.1. Информацию о расчетах по налогу на прибыль раскрывать только в налоговом учете (без использования ПБУ 18/02).

    3.2. Утвердить формы аналитических регистров налогового учета для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль, разработанные в программе «1С: Предприятие» на базе Информационного сообщения МНС РФ от 19 декабря 2001г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ (Регистры налогового учета)».

    Установить, что аналитические регистры налогового учета должны накапливать учетную информацию за квартал.

    3.3. Установить, что налоговый учет ведется в электронном виде и при необходимости распечатывается на бумажных носителях.

    3.4. Определить в качестве момента признания доходов и расходов метод начислений.

    3.5. Перечень прямых расходов для целей исчисления налога на прибыль:

    расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве работ;

    расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе выполнения работ, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

    суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве работ.

    3.6. Расходы не указанные в п.3.5, за исключением внереализационных расходов, определяемые в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

    Для строительных организаций п.3.7.Расчет незавершенного производства и суммы прямых расходов, относимых на расходы отчетного периода осуществляются следующим образом:

    Сумма прямых расходов распределяется на объем готовой продукции с учетом объема незавершенного производства пропорционально доле суммы прямых затрат на материалы определенных в соответствии со справками КС2 в общей сумме прямых затрат на приобретенные и запущенные в производство материалы.

    Доходы и расходы. связанные с выполнением работ субподрядными организациями не участвуют в расчете незавершенного производства

    Доходы и расходы. связанные с выполнением работ субподрядными организациями, признаются единовременно в момент подписания акта приемки выполненных работ.

    3.7.Уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль(организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей) осуществляется в размере 1/3 квартального авансового платежа.

    3.8. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

    3.9. Установить, что нормируемые расходы включаются в затраты, учитываемые при налогообложении, по максимальным нормативам, установленным НК РФ.

    3.10.Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в той части, которая составляет до 4% включительно от расходов организации на оплату труда.

    3.11. Расходы на рекламу полностью включаются в затраты - в части ненормируемых сумм. Нормируемые расходы на рекламу включаются в затраты в той части, которая составляет до 1% включительно выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

    3.12. Расчет предельно допустимых размеров норматива производится нарастающим итогом в течение отчетного года.

    3.13. Установить, что организация в части расходов, связанных с производством и реализацией, а также в части внереализационных расходов резервы не создает.

    3.14 Списание ГСМ производится по нормативам увержденным в организации в соответствии с Приказом руководителя.

    3.15.Проценты по долговым обязательствам признаются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в соответствии со ст.269 НК РФ.

    Учет амортизируемого имущества

    3.16. Признавать амортизируемым имуществом имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000,00 руб.

    3.17. Имущество стоимостью менее 40 000,00 руб. учитывать в числе материальных расходов и списывать на затраты в порядке предусмотренном для косвенных расходов (единовременно).

    3.18. Если по результатам модернизации стоимость имущества превысит 40 000,00 руб. и срок полезного использования будет выше 12 месяцев, то такое имущество признавать амортизируемым, определять по нему срок полезного использования, норму амортизации и размер амортизационных отчислений. Стоимость объекта, признанную в составе материальных расходов на момент ввода объекта в эксплуатацию, не восстанавливать. Начисление амортизации производить только на величину модернизации.

    3.19. Утвердить для целей налогообложения прибыли линейный метод начисления амортизации.

    3.20. При приобретении имущества бывшего в эксплуатации определять норму амортизации по этому имуществу исходя из срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации этого объекта предыдущими собственниками.

    3.21. Срок полезного использования определяется на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

    3.21. Увеличение срока полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию осуществляется в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств осуществляется в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

    Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.

    3.22. Амортизационную премию не применять.

    3.23. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов использовать метод оценки по средней стоимости.